Да, эти заставочки с поединком у городских ворот, описанием истории вашей фракции и причины зарождения в ней мечты о сёгунстве, с предбитвенной пламенной речью вашего военачальника о чести и позоре, с коронацией вашего даймё или его сеппуку под тенью цветущих сакур… Но есть ли в Shogun 2 что-то такое, ради чего стоило бы возвращаться в неё спустя много лет после релиза?


Сложный вопрос. Как известно, классика не устаревает, и я всегда придерживался этого принципа, продолжая начищать до блеска игры типа Spore, Anno 1404, Sid Meier’s Pirates! или Colonization!


Но первая ассоциация после нескольких партий второго «Сёгуна» – всё-таки слишком настолка, да просто шахматы. В основе геймплея Total War всегда лежало соединение глобального пошагового режима на определённой карте (в нашем случае – группы японских островов, разделённых на провинции) и тактических битв, где вы в реальном времени командуете отрядами на суше или кораблями в море, комбинируя лучников и артиллерию (суда с ними) с кавалерией и пехотой (атака бунэ с абордажной командой). В 2021 году, во времена низвергающегося на нас водопада RTT в самых разных декорациях, этим никого не удивишь. Основные фичи – обустройство городов для фарма необходимых военных ресурсов, покупка на эти ресурсы армий, их прокачка через исследования, заключение союзов и прокладывание торговых путей в Китай или Корею, дабы получить больше золота и обеспечить себе ещё несколько отрядов, создание агентов с целью диверсий во вражеских городах – да-да-да, из самого их описания понятно, на что они в конечном счёте направлены. Союзы недолговечны, ресурсы схематичны, юниты не отличаются разнообразием. Приятные бонусы типа развития династии, энциклопедии, исторических битв – сколько раз уже это было. В конечном счёте нам просто нужно научиться правильно двигать пешки (войска), иногда жертвовать фигурами (зарвавшимися полководцами), постепенно продвигаясь к вражеским королям (столицам провинций) – и в нужный момент поставить своего ферзя рядом с ними – один за другим (и так до Киото). Все другие варианты лишь затягивают партию.


Total War всегда был и будет таким: идёт ли речь о «Сёгуне» или «Вархаммере». Проблема, на мой взгляд, не в описанной формуле, это не одноразовая жвачка, нет, а в набившей оскомину конвейерности, на которую поставила Creative Assembly. Shogun 2 оставляет при всём указанном прекрасное впечатление, как и вообще-то первая часть – они отличаются тоном, но просто проведите парочку сражений на заснеженных склонах гор в метель или в залитых солнцем водах заливов Японского моря, и вашу ностальгию по 2000-ым или чванливость из-за устаревшей графики (в зависимости от) как рукой снимет. Невозможно не проникнуться японским колоритом (асигару, додзё, бусидо, пираты вако, ну и конечно, гейши, ниндзя и хайку, прям дофига хокку, – пробуждают интерес к японской культуре не хуже хорошего аниме), невозможно не загуглить хотя бы «Книгу Пяти колец», невозможно не попытаться запомнить имена своих подопечных (Тесокабе Ми… ме…, Камо… Матори…, Миёси Моторика? Нет… Тесокабе Моторика!). Любое произведение, вызывающее подобный отклик, достойно считаться хорошим.


Но сколько уже было создано вещей с той же самой формулой и вспухшим ценником? Нет, это не риторический вопрос, давайте перечислим. Второй «Рим», «Аттила», две части по Warhammer, «Троны Британии», «Троецарствие» и «Троя». За год до «Сёгуна» в Европу с ноги влетает «Наполеон», а за два года – в «Империи» занимаются беспощадной колонизацией все, кроме Петра I, Пётр как всегда лучше всех. Когда щёлкаешь пальцами в пустой зале, звук щелчка распространяется, наполняя её, когда пытаешься «наиграть» щелчками мелодию – каждый звук теряет свою выразительность, соединяясь в созвучье. Мелодия Total War получается не слишком разнообразной.


Что ж, ну а теперь. В общем, сажусь я за «Икко-икки», заключаю торговые соглашения со всеми, кто согласен, получаю крутой плюс, отстраиваю на побережье гавань, строю торговое судно, отправляю на путь в Корею, нанимаю асигару с яри, мечами и луками, но из-за этого продовольствия начинает не хватать, сообщают, что люд голодает, да ещё и налоги большие, террасное земледелие изучаю, налоги понижаю, но пока враги рядом копятся, бывший союзник объявляет войну и в главном сражении разбивает меня, срубив голову предводителю всей нашей секты, а гарнизон-то в городе маленький, его без труда берут, взяв в кольцо. Ну и тут, конечно, от имени самого сёгуна начинается война, знамо дело, еретики. В общем, решаю написать, что слишком всё однообразно в Total War: Shogun 2, не посидишь спокойно, сразу война и game over. Написал? Ну а теперь им там всем каюк, военный союз с самым слабым и безалаберным соседом, монаха – сразу на разжигание восстаний, война за города, из которых нас изгнали, и строим монастыри, чтобы нанять высокоуровневых воинов…

Играл в: пиратскую (репак от xatab) версию;
Время игры: около 20 часов;
Плюсы: разнообразие контента, проработанные тактические битвы, настоящий рэйкон;
Минусы: недоразвитый глобальный режим, небольшое число готовых сценариев, неуверенная позиция между первым «Сёгуном» и новинками Total War.

Обзор Total War: Shogun 2 – это классика…?

Комментарии

avatar
wpDiscuz