Когда я писал пост об исторических симуляторах и стратегиях, была одна игра из списка, которую я не успел заценить своими пальцами, потому что всегда сначала зацениваю в зелёном магазине, если на 100 % не уверен в разрабах. Хотя The Great War: Western Front делали авторы C&C, вы знаете, они тоже не без греха, и именно она была пройдена, как любят все авторы сериалов по играм, на стримах (Рональд Д. Му-у-ур!). Теперь пришло время мне самому сесть за неё и скажу вам: мне понравилось.
Игра разделена на два уровня: на первом глобальная карта с фронтом, где есть две стороны – Антанта, за которую сражается вообще весь мир, кроме Германии (вы будете командовать и британскими, и французскими, и американскими, и канадскими, и бельгийскими, и австралийскими, и новозеландскими войсками), против которой сражается собственно Германия, которая просто тупо захватила почти всю Бельгию и идёт на Париж.
В игре есть несколько стартовых позиций: в 1914 году линия фронта чуточку захватывает Францию и у вас есть много разных очков, чтобы вложиться в военный заказ, а заказывать на глобальной карте есть что – тут вам и пехота, и танки, и самолёты, и дирижабли, и артиллерия, и разведка, и медики.
При старте в 1916 году у Антанты уже отхвачены значительные куски территории, но поля настолько сильно изрешечены, что исход войны решают не большие победы, а то, как вы досидите ещё несколько ходов, чтобы произошло благословенное случайное событие – прибудут подразделения из Канады или большевики выведут Россию из боёв.
Обучение показывает нам 1918 год, и это просто благословенная карта, потому что сидеть за Антанту здесь достаточно просто, а большинство технологий, которые вам нужно открывать со старта, уже исследованы.
Древо технологий тут очень важное, потому что оно открывает вам новую технику и постройки, и от того, как вы распределите очки, зависят месяцы и даже годы побед или неудач. Вообще, во многом немцы продули эту Великую войну, потому что сделали ставку на свои дирижабли-цеппелины, в то время как французские самолёты научились их сбивать, воздухоплавам становилось всё стрёмней на них передвигаться под огнём зениток, а быстро организовать производство больших эскадрилий было непросто.
Но главное на глобальной карте – это счёт очков духа к победе. В целом неважно, присоединяете ли вы новые территории, большая ли у вас армия, большие ли расходы на неё: если ваше население довольно вот тем крутым отражением штурма бельгийцев на их бывший Гент, значит, всё зашибись. Игра с населением, своим и противника, так, чтобы оно почувствовало неотвратимость вашей победы – основа The Great War: Western Front в режиме глобальной карты, и в этом её большое отличие от того, во что я играл раньше. Иногда вам достаточно просто держать паритет армий с противником в конкретной точке боевого соприкоснования, всё прибавляя и прибавляя силы, чтобы показывать, насколько вы серьёзны.
Однако пренебрегать территориями не стоит: потери земли серьёзно сказываются на боевом духе населения, а утрата столицы (в случае с немцами военной – Кройцнаха) означает геймовер.
И оцените, насколько карта небольшая: целых 4 года на Западе длилась война, в которой технологии привели к тому, что никто не мог прорвать линию фронта, как не пытался. Как бы Центральные державы не старались опереться на опыт Горлицкого прорыва на Востоке, западный фронт просто стоял таким образом, что за его недвижимость умирали каждый день.
Поэтому победа захватом столицы – редкий случай.
Игра про западный фронт, и здесь всё навеяно ужасами именно этого направления: ипритской трагедией (можно сыграть в режиме исторической битвы), бесконечным Верденом (аналогично), мыслями Ремарка, которые иллюстрирует британский Имперский военный музей в выжимках для энциклопедии игры.
Восточный фронт освещается скупо: либо российский царь молодец, либо нет.
Боевые подразделения отображаются на поле фишками, как в казино, и, несмотря на трагическую тональность, разрабы действительно стараются разнообразить тайловый геймплей какими-то залипательными элементами типа сайдквестов, за которые вы можете получить допочки. (Да, тут только это есть из интересных дополнительных механик, извините.)
Вторая часть игры заключается в сражениях окоп-на-окоп в реальном времени с нативной паузой. Современные войны не протекают в римских черепахах и даже в наполеоновских полках, и тем более странно, что в варгеймах о Третьей мировой мы часто видим очень похожее на древние рубилово парней и танков максимум из какой-нибудь засады.
The Great War: Western Front, наконец, делает войну современной: вы роете окоп, вы помещаете туда парней и пулемёты, по ним постоянно проходится артиллерия, они умирают… Вы роете окоп.
Но, честно, без окопа парням ещё хуже: даже пулемёты и лёгкая артиллерия способна выкосить все ваши отряды, ведь пуля на этой войне убивает намного больше, чем штык.
Я много раз упомянул артиллерию, и да, ваш день будет проходить в переключении с окопа на пушки таким образом, чтобы ваши окопы получили минимальные повреждения, а ваша артиллерия смогла взорвать максимально много у врага.
Вторая часть перенимает логику первой: вы можете победить благодаря массированным бомбардировкам, но если вы готовы положить на штурм пару десятков солдат (под огнём артиллерии, после прохода по колючей проволоке, врываясь в укреплённые блиндажи противника), то вот вам контрольные точки, которые надо захватить. Захват этих точек возможен только после полного уничтожения пехоты в её радиусе действия.
Вам также нужно беречь от обстрелов как свою тяжёлую артиллерию и окоп командования, так и аэростаты – они обеспечивают вам разведку, а значит, понимание, сколько окопов вырыл противник, и только так пушки узнают, куда им стрелять.
Ну и самолёты могут дополнить своими бомбами картину на земле.
И, как и во всём Western Front, вам необязательно достигать решительных побед: если противник готов прекратить огонь, это может дать вам очки духа к победе, достаточные для того, чтобы быть впереди следующие месяцы этой долговременной войны на истощение.

Новости
Sims-By-Steve
AnnoGames
Атлас
















