Мнение русскоязычных, западных, китайских, да каких-угодно рецензентов градостроительного симулятора и RTS Manor Lords, вышедшего этой весной в ранний доступ после многих лет разработки одним парнем, поляком, Бобрегом, ой, Грегом Ститенем (Январём 🙂), едино: потрясно, но слишком много плашек «в разработке». Причина ли это не пробовать «Поместных лордов» сейчас и отложить до лучших времён? Грег активно работает, у него есть сейчас команда, последняя обнова вышла 21-ого августа, и казалось бы, 1 500 рублей, всё ещё в версии 0.7, как у раскритикованных мной «Поселенцев», но – ни в коем случае не откладывайте.
Первая причина – это ты, а вернее твоя улыбка, когда ты сядешь за настоящий градострой 2010-ых гг. Как Microsoft Flight Simulator в авиаотрасли. Честно: мы так долго говорили о реалистичном строительстве городов с проработкой жителей после SimCity 4, что в 2010-ых мне сложно было представить себе, что Cities: Skylines – это настоящий идеал современного ситибилдера, слишком мало здесь были проработаны нюансы жизни виртуальных людей, слишком мало проработана и политика, и экономика, слишком многое впихнули в DLC, чем мы мечтали в нулевых. Придирки? Мобилки по типу Forge of Empires делали свои псевдо-геймплейные ролики на протяжении всего десятилетия, показывая, какой должна быть реальность. И вот этим вашим придиркам Manor Lords полностью соответствует, и идеи SMM-щиков Forge воплощает в реальность.
Гляньте просто на этот охотничий домик: нигде я не видел, чтобы была такая красота со старта, без каких-то приблуд, чтобы ткань входа палатки колыхалась бы от дождя так лампово, чтобы я мог построить такое в любом месте, где бы захотел, чтобы здесь работали люди и поставляли бы необходимый для жителей товар. В игре реализован максимальный зум до земли и максимальное отдаление до границ региона. И видно, что Грег подумал над оптимизацией (откладывал из-за этого релиз в раннем доступе в Steam): на моём среднем ноуте игра летает на ультрах.
Или посмотрите на этот уклон: это же самый настоящий Житомир, бывш. ул. Ленина после ремонта летом 2012 года! Мне кажется, даже если вы, как и я, никогда не были в Житомире, вы понимаете, о чём я говорю, и не раз ходили по таким улочкам. Жители проработаны индивидуально (чего стоит тот мужик со стрижкой под горшок или монахиня из начала игры) и причём нет такого момента, после которого игра начинает вылетать или жутко лагать, если вы слишком развились и у вас большой город, и это в раннем-то доступе!
Не беспроблемно: цикл дня и ночи и солнца и дождя реализован плоховато – в той же Dawn of Man я видел приход весны, цветущие яблоньки там потрясающи. Тут поляки, вроде бы яблоки должны быть не менее красивы, чем у людей 30 000 лет тому назад, но нет, много темноты, и хотя во время гроз потрясающе отливают лужи, атмосфера из-за их частоты и частоты ночи рисуется скорее оттенками серого, и не в хорошем смысле. Ну, говорить о том, что мужики проходят сквозь волов, наверное, бесполезно.
И при этом Manor Lords – пока не реалистичная стратегия, это не выживач, где есть чёткие правила крафта ресурсов. Строитель здесь строит деревянные дома, для которых нужно только дерево, закладывая каменный фундамент, что, конечно, супер с точки зрения прочности и долговечности, но откуда он этот камень берёт? Отсутствие ветки дипломатии, исторического контекста, закупка овц и быков из-за кордона пока не дают понять, сколько игровых условностей ещё будет. «Лорды» всё-таки про классическое градостроительство и экономическую стратегию.
Вторая причина – это размах. Помните то чувство, когда вы взлетаете на самолёте и видите свой квартал с высоты? Маленькие домишки, маленькие магазинчики, а уложить всё это в единую систему и постоянно смотреть на свою жизнь не только своими глазами, но и глазами сокола в небесах – трудновато. Вроде и понимаешь, что нужна широта взгляда, а не могёшь. А игра даёт без всяких загрузочных экранов сделать такую красивую систему деревень: тык-тык, ты в одном месте, ты знаешь того мужика, тык-тык, и ты в другом.
Причём задатки самоорганизации постарались заложить: например, жители самостоятельно торгуются на рынке. Печально, что систему семей недовели до нормального состояния, чтобы можно было следить за их благосостоянием, занятиями, налогами, следить за их генеалогическим древом, но, к сожалению, это не Imperator: Rome.
Однако давайте не будем по поводу недостатков и того, что можно было бы доделать. Ститенем сделал потрясающую вещь, давайте ею насладимся, а ему дадим отдохнуть. Такую вещь он точно никогда не бросит на произвол судьбы.
Комментарии