Anno 1404 считается самой успешной частью в Anno-серии. По крайней мере, у меня создалось такое впечатление, когда я читал отзывы и воспоминания о ней. Не могу присоединиться к этому мнению лишь по одной причине: Anno 1404 вселила в меня такое благоговейное отношение к остальным частям, что всех их я считаю лучшими. Сама же четвёртая часть является одной из моих самых любимых игр. Хотя положительных эпитетов уже слишком много, всё это искренне.
Итак, «Год 1404» является экономической стратегией и градостроительным симулятором, разработанным немецкими студиями Blue Byte и Related Designs и изданным Ubisoft. Мы оказываемся в сеттинге позднего средневековья, наша цель – строить города, удовлетворять потребности жителей и соревноваться с другими игроками. Привлечение и обеспечение людей является ключевым элементом, к которому привязано всё развитие. Отличительная особенность игр Anno – обычно карта состоит только из островов (нет материков и прочего), на каждом из них есть свои ресурсы, и мы должны постепенно колонизировать мир, если хотим, чтобы наши жители получили необходимые им товары. Особенность Anno 1404 – мы находимся на стыке цивилизаций Запада и Востока и потому есть два типа островов: северные, в принципе основные и доступные для колонизации без особой подготовки, и южные, где почти всё покрыто пустыней, только около рек есть небольшие оазисы, и приходится серьёзно заниматься орошением перед началом основного строительства.
Знакомство с игрой я начал с кампании. Её иногда ругают за неинтересность, но мне она так пришлась по душе, что заставила поставить перед собой цель – пройти на высоком уровне сложности со всеми побочными поручениями. За это в награду давали портрет императора… И это была достойная причина. Кроме того, кампания здесь соединена с обучением и позволяет узнать основы геймплея и некоторые полезные штуки. Например, что для эффективности цепочки по производству инструментов нужно построить один железный рудник, одну доменную печь и два инструментальных цеха. Это можно узнать и опытным путём, но предыдущие части Anno для меня всегда были скупы на туториалы, а тут довольно подробно и интересно рассказывали о многом.
По сюжету император (его личность, судя по тем квестам, что я видел в игре, списана с императора Священной Римской империи) смертельно болен и его кузен, Лорд Ричард Нортберг, решает построить величественный собор, чтобы молиться за здоровье брата. Он делает нас своим вассалом, чтобы мы помогли в его миссии, но тут все карты путает объявление о начале крестового похода против Востока, затем в сумятице подготовки Нортберг обнаруживает, что за спиной правителя плетётся заговор инициатора похода кардинала Луция, да ещё и один из предводителей крестоносцев Гай Форкас, кажется, торгует детьми с корсарами. Подозрительным кажется и арест Нортберга после его сообщения обо всех этих злодеяниях. Словом, мы вступаем в борьбу с корсарами, Форкасом, Луцием, в конце которой мы должны излечить императора, достроить собор в его честь и передать мятежного кардинала в руки Папы.
Заниматься главами кампании лучше неспешно, чтобы как можно полнее ощутить создаваемую разработчиками атмосферу. А атмосфера в игре прекрасная. Музыка с хоровым пением и бодрящей игрой инструментов, когда мы находимся на северных островах, с восточными напевами, когда на южных, с особыми композициями при морских и наземных сражениях, при появлении новых сословий в городах, при бедствиях. Мне очень понравилось качество саундтрека, и я часто вспоминаю мелодии из него. Острова и море выглядят очень красиво, на неосвоенных территориях пасутся животные и пугаются, когда рядом появляется ваш крытый рынок, в городах – людно, можно услышать, что говорят жители, а специальный тип заданий предлагает нам отыскать конкретных людей на улице (шпионов, рыцарей, исполнительниц танца живота…). Можно щёлкнуть на жилой дом, и узнать, что думает о вас то или иное сословие, а можно наблюдать, как работают производственные здания или летят по морским волнам корабли. Всё это в стиле Anno. Мне также нравилось слушать, что говорят персонажи (такие, как Нортберг) в прекрасной русской озвучке и читать описания квестов.
Выполнить все побочные поручения в кампании не всегда просто. Препятствием может часто служить то, что вы сами должны в нужный момент найти месторасположение другого лица и только тогда он выдаст задание. Не щёлкнули на резиденцию Великого визиря Аль-Захира в конце пятой главы, когда, кажется, уже всё сделано – не видать вам выполнения всех поручений. Но перепрохождения бывают и к лучшему: можно увидеть, как качественно разработчики сделали карты, создали им пролог и эпилог не в формате отдельных видео, а в стиле внутренних средств игры (панорамного режима в ней), сделали в дополнение к прологу заставки с изображениями в стиле картин и красивыми фразами («Когда оглядываешься назад, всё кажется ясным и предсказуемым. Это иллюзия, самообман, ибо пути Господни неисповедимы. Никто не мог предугадать, что тот самый человек, который в году от Рождества Христова 1404 пересёк границу вашего лена в заштатной имперской провинции, вскоре будет назван одним из величайших героев нашего времени») и проработали характеры героев (Мари д’Артуа, например, списанной с Жанны Д’Арк).
Тем не менее, кампания в игре – не главное. Основа – это, скорее, бесконечная игра со случайно сгенерированной картой и настраиваемыми параметрами. Она всякий раз создаёт отдельный маленький мир, который игрок должен разведать, выбрать место для колонизации, купить подарки и задобрить ими Аль-Захира, чтобы получить доступ к восточному зодчеству, наладить торговые пути, выполнить несколько заданий, которые часто радуют интересным описанием (вызвались сопровождать корабль с сиротами – помните, что у них тоже есть враги, которые готовы бросить против них мощный флот) и получить очки славы для особых предметов, призов и новых подарков Аль-Захиру, найти острова с недостающими ресурсами, начать снабжать нейтральные силы, которые дадут ресурсы, бонусы, здания и юнитов, запастись оружием, городскими стенами, обороной для гавани, не забывать удовлетворять новые потребности европейцев на севере и бедуинов на юге, прокладывать новые торговые пути, защищаться от корсаров, добиться большого количества дворян и посланников султана, построить императорский собор и султанскую мечеть и увидеть, как в регион прибывают император и султан с поручениями нового уровня. И всё это, желательно, быстрее, чем соперники. Другие могут увидеть, что обгоняют вас, и (если это соперники среднего и высокого уровня сложности) ухудшить к вам отношение и даже объявить войну, посчитав лёгкой добычей.
Я был впечатлён наполненностью геймплея бесконечной игры и за всё время так и не познал до конца его тайны. Ещё интереснее играть на высоком уровне сложности: пожары, чума, ураганы, бури, песчаные бури, сильные корсары, борьба за ресурсы, двуличные соперники – вот, что вас ждёт. Кстати, отдельный плюс в отношении контента: к Anno 1404 вышло только одно большое дополнение «Венеция», которое действительно ощущается как что-то дополнительное, не заложенное с самого начала в механиках оригинала. Хотя оно, к примеру, добавляет мультиплеер и потому не является символическим, пустым.
С другой стороны, в бесконечном режиме есть большой недостаток – монотонность. Если в кампании вы выполняете конкретные задания и в конце побеждаете, то тут продолжительная игра вынуждает вас строить одни и те же производственные цепочки и всё время ждать – накопления ресурсов, выдачи квестов, приезда жителей. Квесты, на которые часто жалуются, мне наоборот нравятся, но в конце концов они уходят в то, что Лорд Ричард Нортберг в титрах к игре (кстати, и титры мне понравились) назвал: «привезите 3 тонны инструментов в течение часа или ещё какая-нибудь чушь». Как и в любой игре с широким потенциалом, которую поддерживают довольно ограниченный период времени после выхода, на определённом этапе возникает ощущение, что возможности ограничены. Мы не можем пойти на Восток крестовым походом или полностью уничтожить корсаров. И ещё один минус: противники не всегда оправдывают ожиданий. Игрок низкого уровня сложности может наращивать военную силу со скоростью гепарда, а сложные игроки останавливаться в развитии и, похоже, терять смысл существования. В отличие от предыдущих частей, они не особо реагируют на создаваемые войска: мне посчастливилось создать много больших военных кораблей, привести их в гавань противника, объявить войну и уничтожить его порт.
Сценарии – ещё один режим игры, который хорошо влияет на реиграбельность. Казалось бы, есть всего 6 сценариев, но, добившись титула курфюрста в первом из них, хочется всё больше и больше, а каждый сценарий представляет ту же бесконечную игру, только карта генерируется менее случайно. Цели сценариев ставят перед вами более конкретные вызовы: вот, вы должны построить императорский собор, а оказываетесь на острове, где нет необходимых ресурсов для пошива одежды – одной из первых потребностей, и чтобы получить корабль вам нужно развить своё поселение, и вы тратите много времени на строительство и перевозку всего в другое место, пока ваш соперник захватывает ценнейшие острова. Война, импорт, основание поселений на чужих островах с игнорированием протестов хозяев – решать вам, но, по крайней мере, общие условия, история, уже созданы.
В игре есть достижения, которые тоже очень интересно зарабатывать. У каждого героя-соперника и нейтрального лица есть свои особые поручения, связанные с их «художественным образом». Они одинаковы от игры к игре, но тонут в море случайных поручений от тех же лиц. А для того, чтобы их получить, нужен союз. За выполнение этих особых заданий даются достижения. Много и количественных достижений: удачно польстите столько-то раз, потопите столько-то кораблей, заработайте столько-то золотых. Есть достижения, связанные с быстрой победой над соперниками или с совершением определённых действий (например, снесение императорского собора). Есть секретные достижения, о которых нельзя узнать заранее. За получение ачивок дают портреты, титулы и драгоценные камни, которые мы можем потратить на декорации, цвета, гербы и ещё портреты. Мелочь – а очень приятная, как с портретом императора. Есть и особо ценные достижения, например, позволяющее получить золотой корабль – начинать игру с судном, гружённым золотом. Их получение требует многих часов игры и хорошего терпения.
В итоге, как мне кажется, Anno 1404 – замечательная игра, от которой не ждёшь историчности (ведь весь мир состоит из островов) – но получаешь хорошую озвучку и графику в стиле средневековья, не ждёшь разнообразия механик (мы ведь не в Новом свете, как раньше) – но получаешь глубокий геймплей и определённую сложность, не ждёшь, что будешь просиживать в ней часами – но идёшь, наконец, преподать урок этому лживому Гаю Форкасу, который так внезапно объявил войну.
Играл в: и лицензионную, и пиратскую (репак от R. G. Механики) версии;
Время игры: около 200 часов;
Плюсы: интересная кампания и бесконечная игра, наличие сценариев, замечательный саундтрек и озвучка, хорошая реиграбельность;
Минусы: после долгой игры устаёшь делать одно и то же, компьютерные противники иногда ведут себя странно.
Комментарии