Я любитель истории: атлас школьника за 9 класс в серванте, «Намедни» – в наушниках, бразильский крузейро 1980-ых – в бумажнике. Таких в Рунете очень много: мы не профессора, не работаем в архивах, не покупаем малотиражные биографии, в музей, как в церковь, ходим максимум раз в месяц. Но как же нам интересно смотреть, как строились огромные заводы в эпоху индустриализации в СССР, необычно слышать живой голос Эйнштейна и важно плакать навзрыд над строчками Ремарка про Первую мировую! Мы все очень разные: девушки в метро и старички в Ленинке, банкиры в Сити и курьеры Яндекса, молодёжь с новенькими MacBook и уже 30-летние дети 1990-ых, сами собирающие свой ПК из деревянных планок и пасты Oral B. Но благодаря этим микросхемным штукам есть у нас один непременный и общий атрибут – историческая видеоигра на компе.
Парадокс, цива, Age of Empires, Assassin’s Creed – неважно, ведь в любой есть так необходимый для нас интерактив. Даже не дилетанту тяжело следить за бесконечным набором буллитов сухих дат или постоянно пялиться на разнообразные чулки шальных императриц. Каждый хотел бы поуправлять процессом, самостоятельно исследуя мир, проработанный с необходимой степенью исторической достоверности, так, чтобы мы могли опереться на этот интерактив как на источник знаний – настоящих знаний.
Но вот в чём проблема. С древности люди записывали знания, в случае истории – произошедшие события, в книги. Благодаря этому, письменные источники обрели огромный авторитет, на них относительно легко можно сослаться в академической среде, их собирают в библиотеки и бережно хранят – если повезёт, на протяжении веков. Другим же медиумам – картинкам, звукам, кулинарным блюдам, флакончикам с ароматами и вообще материальным вещам, которые можно потрогать, – т.е. всему, что влияет на все наши 5 классических органов чувств, по умолчанию отводится куда меньшая роль в процессе познания. Развитые формы этих медиумов – кино, музыка, игры и иные технологические штуки – продолжают восприниматься скорее как развлечение. И как бы мы не старались делать серьёзную документалистику, философскую музыку и симуляторы для пилотов или рабочих, о них говорят лишь как о дополнительном способе отрабатывать навыки и узнавать что-то новое.
У меня есть мечта, чтобы однажды мы сели за нашу любимую историческую стратежку и, когда папа зайдёт и спросит: «Выигрываешь, сынок?», каждый мог бы без стеснения ответить: «Да, смотри, сколько всего я узнал!». Симуляторы, тайкуны и стратегии отличаются тем, что сделаны с максимально возможным по сравнению со всеми другими жанрами акцентом на том, чтобы вы чему-нибудь научились, и будущее дополненной реальности, создаваемое из видеоигр, должно быть связано с удобным и интересным познанием с помощью них. И все предпосылки для этого в настоящем есть – возьмём ту же историю.
В гоминидов можно влюбиться в Ancestors: The Humankind Odyssey
Тяжело представить себе, что было 2,5 млн лет назад. Это 25 000 раз по 100 лет назад. А ведь даже то, что было 1 раз по 100 лет назад, в 1923 году, когда произошёл гитлеровский пивной путч, ездили на фордах с откидным верхом и носили такие крутые американские шляпы, кажется настолько далёким, что мы смотрим на это исключительно сквозь чёрно-белый фильтр. Земля формировалась на протяжении миллионов лет, однако 3 млн лет назад современные материки и регионы уже существуют, а многие тогдашние животные и растения доживут до наших дней. Гоминидам выпадает шанс освоить набор навыков, которые приведут их к возможности строить огромные жилища и создавать орудия, полностью меняя природу под себя и выживая по всему миру, что спустя время так и останется нашей исключительной способностью. Вымирание старой мегафауны, начав эру млекопитающих, приводит к тому, что пралюди могут много охотиться на парней не такого уж большого роста — змей, птиц, кабанов, крокодилов… Плодясь и мигрируя за добычей, охотники селятся по всему континенту, из зелёных джунглей отправляясь в пустыни, а дальше — вплоть до евразийского ледника.
Ancestors остаётся лучшим произведением про трудности охоты и жизни семей древних гоминид от автора первой Assassin’s Creed.
В неолит – в Dawn of Man
Когда люди стали жить в холодных регионах Земли, а таких с началом ледникового периода стало много, им потребовалось утеплиться. А потом, сидя у костра, они решили, что здешние шерстистые мамонты уж больно злые, пещерные гиены — жилистые, а дронты вообще вымирают. Гоминиды умели собирать из палок дома, но только люди, нуждающиеся в одежде, приручили растения, а затем — собак, ослов, лошадей. Осев, первобытные люди оставляют после себя множество стойбищ, разбросанных по Африке, Азии, Европе и Америке, и стали применять очень организованные способы совместной работы — благодаря им, на обширных полях заколосились пшеница, лён, рис. Вокруг гумна растут стены, ведь богатые запасы привлекают людей совсем иного толка — кочевников, не так умеющих в земледелие, но зато сохранивших дух исследования и завоевания.
Dawn of Man классно передаёт это чувство формирования культуры.
В Месопотамию – в Nebuchadnezzar
С улучшением климата стойбища окончательно превратились в города с глиняными стенами по всей планете, но только в одном месте мы находим не просто огромные усыпальницы правителей – знак высшего развития социальной иерархии, не просто домашнюю утварь и не просто суждения позднейших авторов о том, что мы-де берём своё начало вот с них, а реальные записи о своём времени, т.е. язык для культуры, и деньги, язык для хозяйства, – в междуречье ближневосточных рек Тигр и Евфрат. Там располагается первое государство в мире – город Урук. Цари Урука в XXX в. до н.э. воюют с другими правителями и устанавливают первые законы, купцы – выстраивают сложные логистические маршруты и продают товары в обмен на красивые драгоценные металлы, привозимые из Индии, а жители выращивают пшеницу, обжигают горшки, занимаются множеством сложных общественных дел типа пожаротушения или постоянного патрулирования.
Nebuchadnezzar позволяет пройти шаги Месопотамии от первых людей, что обосновываются здесь после потепления, до Вавилонского царства, объединившего множество городов-государств в одну цивилизацию.
В Египет – в Egypt: The Old Kingdom
Хотя люди остаются одним биологическим видом с похожими свойствами тела и паттернами поведения, образ жизни, конечно, стал разниться в зависимости от того, куда они пришли. В Египте 5 тысяч лет назад было поменьше пустыни, чем сегодня, но жизнь вокруг Дельты всё же накладывала свой отпечаток: множество достаточно сильных и самостоятельных городов здесь не сложилось, египтянам приходилось много работать, чтобы успевать за разливами и отливами Нила. Осушая уж слишком влажные места, орошая засушливые, т.е. занимаясь ирригационными работами, люди не заметили, как стали служить одному сильному господину – фараону, который довольно легко покорил обширные пространства, богатые плодородными почвами и стадами африканских животных – антилоп, зебр, бегемотов. Могущество фараона предопределяло его божественную природу, которая нашла логическое завершение в строительстве необычных усыпальниц – пирамид.
Egypt: The Old Kingdom существенно отличается от Dawn of Man и Nebuchadnezzar тем, что нам, как детям Нила, нужно охватить большие площади, не слишком заботясь о строительстве хорошо защищённых городов. Потом это будет стоить египтянам крушения их Древнего царства.
В хеттов – в Age of Empires
Месопотамское и египетское государства постепенно втягивают в свою культурную орбиту жителей Малой Азии, евреев, армян и торгуют по Великому шёлковому пути с Китаем, ведя к революционному распространению феномена государства по всей Евразии. Удобный социальный институт, однако, оказался удобен ещё и тем, что показал, как старые государства отмирают в бесконечных войнах. Месопотамское нескончаемое рубилово между Вавилоном и окрестностями и египетская вражда между сторонниками Ра и Сета в конце концов привели к раздробленности и смерти этих цивилизаций, открыв дорогу территориально близким к ним жителям Средиземноморья. Пока на Крите воздвигают невероятный дворец и занимаются тем же зерноводством, что и египтяне, хетты делают ставку на завоевание Малой Азии. Они станут прекрасным примером того, почему опора на силу для поддержания порядка без чётких правил – престолонаследия, торговли, религии – обречена на провал.
В Age of Empires кампании за хеттов показывают, с какими сложностями сталкивались малые народы в сложившемся уже в Древнем Востоке миксе мощных цивилизаций, и как только при хорошей тактике они могли завоевать себе место под солнцем, не надеясь на долгое и спокойное благополучие.
В Грецию – в Total War Saga: Troy
Свободные города в Месопотамии пали потому, что всегда находился царь, который считал, что городские власти мыслят слишком узко, а будущее лежит в объединении хозяйств всего Междуречья. Благодаря наследию Крито-Минойской цивилизации, Пелопоннес стал активно застраиваться городками, которые трудно было объединить по месопотамскому пути – Афины, Спарту, Родос связывала не суша, а вода. А выйти на вёслах означало постоянно исследовать, поэтому первая в истории человечества мощная морская цивилизация до Александра Македонского так и осталась побережной и подарила миру идею колонизации, когда европейский, азиатский или африканский материк – лишь перевалочный пункт, чтобы собрать ресурсы и плыть дальше. Колонизация давала особое мироощущение, где мгновенным эмоциям и свободному искусству придавалось такое значение, что стал возможен Акрополь и его Парфенон.
«Троя» – про Гомера и одновременно про «приземлённые» мифы, превращающие больших парней в циклопов, полководцев – в небожителей, а осадное орудие – в великую военную хитрость Троянского коня, что как нельзя лучше передаёт невероятную красоту постоянно разворачивавшихся в Греции войн.
В Римскую республику – в Imperator: Rome
Греко-персидские войны и походы Александра Македонского сложили, наконец, паззл Древнего мира: теперь все регионы, кроме небольших культур Центральной Америки, которым, впрочем, и до государств-то было очень далеко, были соединены торговыми связями и военными поставками. Но они же истощили богатейшие города Египта, Персии, Индии и Греции до такой степени, что раздробленность и бедность на года пришли везде, куда могли. Но (!) эти же раздробленность и бедность открывали путь разнообразию: самые разные религии от индуизма до единобожия, политические режимы от прямых демократий до кровавых диктатур, многонациональные империи и малые свободные республики сосуществовали вместе. До той поры, пока одна из таких республик не заявила о себе, как о главной цивилизации Древности. Рим, благодаря дисциплине, муштре и строгой морали, смог создать новую демократию, сродни спартанской, но в более благоприятном месте, где не надо было противостоять уж такому прямо не гегемону, а гегемонищу, как государство Дариев и Ксерксов.
Imperator: Rome впервые и вполне исторично открывает перед вами пространство от британских островов до Индостана, где во времена Римской республики куётся новые политика и торговля, основанные на священных и чётко формализованных действиях – праве, которое теперь будет (при возможности, конечно) ставится во главу угла в Европе.
В Римскую империю – в Total War: Rome II
Китай и Индия активно строились как государства, то разваливаясь, то снова объединяясь на протяжении последних двух тысячелетий до н.э. Пришло время и не менее огромной Европе пойти по их пути. Насколько это было хорошо и насколько вообще единое государство есть благо, можно судить по-разному, но, когда римляне стаскивали тысячи трупов карфагенян и сжигали их вместе с их домами, это сулило власть и деньги, каких Республика не видела никогда. Череда увлекательнейших военных походов привела к завоеванию не столь благоприятных для жизни, по сравнению с Италией и Грецией, но богатых собственными ресурсами типа крепкого камня, ценного меха и отборного мяса Испании, Франции, Германии и Англии. Подобной империей мог править только мощный владыка, отныне и надолго большие государства будут считать по умолчанию монархиями и не будут слишком задумываться о том, что власть может быть организована более сложно, если этим заняться.
Total War: Rome II даёт вам в руки легионеров, которые должны пройти маршем по городам, полям и весям с тем, чтобы при разной встрече римлян местными жителями объединить разрозненные племена в единую Римскую империю.
В Великое переселение народов – в Total War: Attila
Хунну были постоянной головной болью Китая, но успех китайских ванов в ряде решающих сражений заставил их, как и многих кочевников, которым не покорилась Великая стена – ни с помощью династических браков, ни силой оружия, – начать кочевать на запад. По пути, соединившись с другими племенами, этот народ стал грозой для огромного числа мирных жителей, и доминошки посыпались. Гунны дошли до Европы, а Римская империя, уже истерзанная бесконечными междоусобицами и идеологически неровная – при государственном христианстве здесь всё ещё далеко не аскетичные нравы, а некоторым императорам и вовсе ближе культ Венеры, не в состоянии им что-либо противопоставить.
Total War: Attila рассказывает про то, как века нестабильности сменяются временем падения всего, что только возможно, и боями между собой новых хозяев жизни-варваров с новым осадным оружием – катапультами. Римлян уже никто не спрашивает.
В Раннее Средневековье – в Crusader Kings III
В определённой оптике кажется, что в мире с наступлением Средневековья не осталось ничего святого: империи обрушились как в Европе, так и в Азии – Китай и Индия тоже переживают тяжёлые времена. А вот христиане и мусульмане не согласны: их религии никогда не были и никогда больше не будут так мощны. Теперь каждому новоиспечённому королю нужно прислушиваться к Папе, а слово халифа – истина, потому что основано на его благочестии перед Всевышним. Монотеизм приходит навсегда, а вместе с ним формируются государства французов, англичан, поляков, русских, болгар, турок, арабов… Бывших варваров не испугаешь суровым климатом, и теперь они строят государства от марокканских пустынь вплоть до полярного круга. Начинается эпоха викингов, которые, впрочем, скоро станут христианами, и сельджуков, которые примут ислам. Рабство в этой новой парадигме сменяется закреплением крестьян за землёй с требованием служить землевладельцу. Наконец, появляется система беспрецедентно сложного управления территорией – феодальная лестница, где титулы выстроены в иерархии служения, которую на вершине пока всё также замыкает император или халиф.
Crusader Kings III симулирует сложные отношения вассалитета, в которых работает не механизм на гусеничках, а человек – слабый, греховный, но столь интересный и порой смешной, что любой честолюбивый выскочка может уйти из-под вашей руки, просто организовав вторжение в Англию.
В Высокое Средневековье – в Age of Empires II
Хотя многие мечтают о всемирной или хотя бы евразийской империи, а у монголов почти получается, второе тысячелетие н.э. открывается множеством европейских королевств, ближневосточных халифатов, парой африканских стран, китайскими и индийскими отдельными царствами, а также мезоамериканскими свободными городами с подчинённой округой. Серьёзная часть мира разделена на отдельные страны и в каждой стране свой владыка, свой язык и может быть своя вера – папская революция завершена и многие, особенно императоры Священного Рима, смотрят на пап как на то, что следует поработить. Вообще вопросы порабощения напрягают многих: крестьян, которые восстают то тут, то там, подмонгольские народы типа русских, которые хотят сбросить иго, и Тимура, который тупо хочет всех завоевать. В Высокое Средневековье расцветает рыцарство и боевые ордена ислама, в т.ч. шииты, завершаются крестовые походы и начинается тёмная эра гонений на еретиков и евреев.
В Age of Empires II эта феодальная борьба раскрыта по максимуму: вы нигде не увидите столько фракций, которые сражаются за страны по всему миру.
В Позднее Средневековье – в Anno 1404
Падение Восточного Рима, Константинополя, было предсказуемым итогом тысячелетнего развития греков, которые называли себя римлянами, хотя уже совсем не понимали латынь. Больше в Европе никто особенно не верит в идею возрождения единой империи, что создаёт ей невероятное преимущество по сравнению с Китаем и Индией, застрявшими в восстановлении былого единства и борьбе крестьян со знатью. Мореплавание снова в моде и первыми на новом торговом пути европейцев оказываются бывшие враги – сарацины. Выращивание пряностей, которые не переносят холодов, становится прибыльным бизнесом там, потому что здесь это делать нельзя, и новые товары заполняют умы людей куда больше, чем прежняя борьба за религию. Раньше такая изолированная Европа с просёлочными дорожками от замка к замку, пережив чуму и инквизицию, теперь жадно изучает мусульманские достижения и начинает Возрождение собственной культуры на античных образчиках.
В Anno 1404 две средневековые культуры – западная и восточная – переплетаются как нельзя лучше.
В колонизацию – в Europa Universalis IV
Как всегда, всё великое начинается с обмана: благодаря торговле, получив возможность стырить у китайцев технологию пороха, европейцы делают из него оружие, которым покорят весь мир. От былого микеланджеловского идеального человека, который стремится во всём, в т.ч. в добродетели, быть первым, не осталось и следа: золочёные только лишь камзолы теперь мелькают при дворе – им поручено решить проблему очищения духовенства от роскоши, борьба с турками и основание колоний в вновь открытых Индии и Америке. Вместо искусства – растущие мастерские, вместо мореходства – колонизация и разграбление, вместо мира между культурами – война. Пушки – последний довод королей-самодержцев, не связанных ничем, кроме толкуемого ими самими служения отечеству.
Europa Universalis IV показывает, как военные интересы европейских колониальных держав – Испании, Португалии, Франции, Голландии и Англии – перекликаются с их торговыми.
В Латинскую Америку – в Sid Meier’s Pirates!
Испания по большей части завершает свою колонизацию Америки к XVI веку. Пережив золотую лихорадку, когда в него вливаются беспрецедентные для любой державы, наверное, вплоть до XX века, объёмы денег, Королевство, которое входит в Габсбургскую унию со Священной Римской империей, теперь владеет Центральной Америкой, частью Северной и активно продвигается на Юг. Местные великие индейские города разграблены, а на их месте вырастают небольшие фактории, которые занимаются кофе, сахаром, картофелем, бананами – уникальными для экваториальных широт продуктами. Испанские галеоны остаются оплотом мощи и безопасности – 50 пушек на борту с возможностью стрелять картечью и команда в 400 человек обеспечивает перевозку любых товаров. До поры до времени. Испанцы не столь сильны в колонизации других частей света – Индии и Африки, но именно там находят всё те же ресурсы и массу новых типа чая с огромными площадями доступных земель и без столь сильных противников, как мстительные индейцы, другие колонизаторы. Уже к XVII веку Испания теряет своё положение в Северной Америке и на Карибах, по большей части из-за интриг Англии, владеющей теперь частью Индии, Тропической Африки и Азии. Ставка сразу на всё выигрывает, особенно когда англичане везде нанимают головорезов, способных ради своей выгоды служить Королеве верой и правдой.
Sid Meier’s Pirates! предлагает проработанные красоты Центральной Америки в разные исторические эпохи, где вы можете убедиться, как Испания тихонечно теряет свой статус великой державы.
В Россию – в Empire: Total War
Колонизация во второй половине второго тысячелетия кажется двигателем прогресса, но не все могут себе её позволить. Региональные государства типа Германии, Швеции, России, Японии, Сиама или Персии находятся как будто меж двух огней – Запада и Востока – и не понимают, что предпочесть: западный империализм или восточную самоизоляцию. Каждому предстоит решить вопрос хотя бы собственного небольшого доминирования в борьбе с соседями и, занявшись модернизацией, каждая из этих стран достигнет определённых успехов. Наибольший фурор произведёт Россия, которая в короткий срок модернизуется по западному образцу и использует экономический потенциал своих огромных земель для ликвидации турецкой угрозы и присоединения Восточной Европы от Хельсинки через Варшаву до Измаила. Кажется, что здесь возможно правление только тиранов, но многие российские монархи чувствуют запрос на вотворение справедливости и решение местных проблем и потому стараются не допускать китайских ошибок, предоставляя региональные автономии, буржуазные вольницы и социальное обеспечение.
В Empire: Total War можно поучаствовать во всех локальных конфликтах, в том числе великой Северной войне.
В США – в Age of Empires III
Почти весь мир соединён воедино! К XVIII веку все пригодные для жизни материки заселены европейцами (меньше всего везёт Австралии, превращённой в огромную тюрьму), а другие цивилизации чувствуют, как железная рука людей, говорящих: «Мы пришли с миром», сжимает их всё сильнее за горло. Теперь Земля – это место, где в основном пишут латиницей, называют Европу Старым Светом и потому любят, как бабушку, и снова мореходство и исследование – лишь детская забава. Куда важнее то, что происходит на земле, на которой ты родился. Одноэтажная Америка первой бросает деколонизационный вызов Британской империи, которая к середине века владеет почти всем, куда не глянь! Американцы опираются на формулируемые ещё исходя из Священного писания христиан основные права каждого человека и говорят о том, что Господь даёт власть только тем, кто справедлив к своим подданным. Раньше люди, имевшие один язык и схожую культуру, разделялись не так часто, белые колонии, населённые именно что европейцами, не достигали успеха в отделении от метрополии. Теперь американцы не просто провозглашают независимость, но и устанавливают самую большую республику в мире, а американская революция окончательно утверждает новую мораль, где экономический расчёт и жажда власти будут уравновешиваться не столько религией, сколько рукотворными писаными ограничениями.
Age of Empires III включает кампании за виднейших американских и британских военных деятелей.
Во Францию – в Napoleon: Total War
Старорежимная Франция – не та, что современная. Поражённые примером США, французы в конце XVIII века свергают своего короля и устанавливают республику, что нарушает спокойствие по всей Европе. Со времён Средневековья и Вестфальского мира не было человека, способного объединить почти всю Европу, да ещё и провозгласить себя очередным наследником Римской империи! Наполеон разносит Испанию, Италию, Швецию, Австрию и Турцию – настолько разные страны, что кажется, что этот гениальный полководец непобедим. Он устанавливает свой порядок по всей Западной Европе, а колонии с лёгкостью продаёт, не видя в них слишком большого смысла. Только поход в Россию, предательство союзников из Германии и контргениальность британских полководцев приводят к краху наполеоновской Франции, но больше никогда там прочно не утвердится монархия, а половодье революций в XIX веке захлестнёт весь Старый Свет.
Napoleon: Total War во всех отношениях лучше, чем «Наполеон» Ридли Скотта, передаёт шарм корсиканского парня, которого погубили чрезмерные амбиции.
В индустриализацию – в Anno 1800
XIX век уже очень близок современности благодаря тому, что везде, что в кажущемуся старом мире лондонских домиков, что в латиноамериканских джунглях – строятся заводы, нацеленные на производство товаров широкого потребления. Рыба теперь консервируется, делают колбасу и даже ананасы можно переслать из жарких стран в европейские. Сталь, кто бы мог подумать, плавится, как лёд на жаре, и железные дороги можно проложить таким образом, чтобы доезжать из Нью-Йорка в Филадельфию за пару часов. Наиболее ценным товаром становится топливо: сначала уголь, потом – нефть. Индустриализация старается окончательно и вплоть до последних аграрных держав типа России и Австрии порвать с этим странным статусом земледельцев, которые не имеют права уйти от помещика, уничтожить экономически неэффективные рабство – для чёрных и деревни – для белых, а города растит ввысь – их жители, как и правители, не ведут родословной от средневековых рыцарей или слободчан, а зарабатывают капитал своими способностями. Рабочие имеют побольше свободного времени, чем крестьяне, а хотят ещё больше, поэтому проводят выходные за протестами, а когда им становится особенно тяжело – бросают работу и объявляют забастовку. Новый враг предпринимателя – профсоюз.
Anno 1800 заставит вас, как капиталиста, скрежетать зубами, когда люди начнут рассказывать о том, как им не хватает граммофонов, чтобы слушать музыку по вечерам.
В быт XIX века – в Victoria 3
Образованы последние колонии: Британия подчиняет Китай, США покупает Аляску. Теперь, когда Земля поделена между всеми странами мира, Чернышевский в своей саркастичной манере задаёт вопрос: «Что делать?», а ответом, как в его книге, так и вообще, могут быть только дрязги. Где тонко, там и рвётся: в монархиях требуют республику, в республиках требуют социального обеспечения, в странах с хорошим социальным обеспечением требуют прав женщинам, а это уж так сильно пугает всех мужчин, что никто из них на это не решается. Против либерализации восстают те, кто говорит, что нужно сделать упор на промышленное развитие, а всё остальное приложится. Либералы отвечают, что как-то ничего не прикладывается уже десятилетия, сколько бы народных денег не вбухивалось в развитие доступных в стране технологий.
В Victoria 3 вам предстоит побороться с внутренними и внешними врагами и не сломаться перед валом исторических невзгод.
В Первую мировую – в The Great War: Western Front
Пиком попыток сохранить старые порядки и обеспечить себя ресурсами старым путём завоеваний становится Первая мировая, которая до того шокирует всех, что впервые за всю историю человечества великие державы соберутся и провозгласят запрет войны, а во многих к власти придут сторонники новой политики – пацифизма. План не сработает, потому что те же самые люди решат оставить на произвол судьбы проигравших. Ужасы Первой мировой разойдутся в газетах: ползучая война, где вам даже умереть не дают с честью, иприт, демонстрирующий высшую форму ненависти к врагу – желание, чтобы он подольше мучался, дирижабли, которые скорее убьют тебя, чем врага, бесконечные обстрелы и бессмысленные атаки, где ты, скорее всего, умрёшь на втором шагу, не завоевав ни пяди земли. Победительницы в войне не получат от Германии, Австрии, Турции и России ровном счётом ничего, а то, что получат, придётся вернуть с лихвой.
The Great War: Western Front рисует весь необходимый фон событий, чтобы вы на себе прочувствовали, каково быть командующим на такой вот, с позволения сказать, войне.
Во Вторую мировую – в Hearts of Iron IV
В 1930-ых, похоже, все государства, кроме США, которым пофиг из-за внутренних проблем, и Великобритании, в которой у власти идеалист Чемберлен (и то не факт, что она не готовится), готовятся к новой мировой войне. Гитлер, поначалу показывавший себя относительно мягким сторонником подъёма немецкого духа, открыто перестраивает армию по новому образцу и задвигает антикоммунистические речи. Его «Моя борьба» включает недвусмысленную угрозу России, которая должна быть «освоена» немцами, и та в ответ проводит собственную реформу Красной армии. С 1933 года кажется, что все те не до конца воплощённые, но достижения человечества, которые были до Первой мировой – национальные государства, имеющие право независимо определять свою судьбу, права человека, аккуратное понимание законов физики, химии и биологии с научной проверкой без принятия чего-либо на веру – растворяются в угаре милитаризма и расовой теории, где человек – это лишь то, что должно превзойти. Коммунизм, нацизм и капитализм – это век измов, и никто не хочет признавать, что идеологии – лишь конструкт, который не даёт людям поговорить спокойно.
В Hearts of Iron IV вы сядете за Сталина, устроите репрессии и доведёте, блин, первоначально разбитую РККА до Берлина.
В социализм – в Workers & Resources: Soviet Republic
Несколько западноевропейских стран заселили обе Америки, Австралию и Океанию, где теперь почти что нет коренных жителей, заставили говорить на своих языках почти всю Африку, а Азия была ими до того потрёпана, что японцы во времена Второй мировой во многих случаях без труда поднимали людей в Китае, Вьетнаме, Индонезии на борьбу против колонизаторов. Теперь СССР помогает смести британское влияние по всему миру, больше у той нет никаких колоний, кроме небольших островов в Атлантике и Тихом океане, французское и португальское – в Африке, а латиноамериканцам и бразильцам сулит новое будущее – это коммунизм, где каждый будет обеспечен всем необходимым для жизни. Об этом в апартеидном ЮАР, сотрясаемом гражданскими войнами Заире и в фавелах Бразилии только мечтают. Впервые создаётся вненациональная общемировая культура: социализму плевать, где строить заводы, коллективировать крестьян и ставить интеллигенцию на службу обществу. Социалистическими становятся страны-гиганты – Россия и Китай, а также множество их сателлитов. Это – новый приход модели централизованного управления экономикой, где все производители обязаны подчиняться приказам из центра.
Построить столь милые сердцу любого жителя постсоциалистической страны панельки можно в Workers & Resources: Soviet Republic.
В постмодернизм – в Geo-Political Simulator 4
Строительство социализма сопровождалось большим сопротивлением США и их союзников – они видели в насильственных действиях коммунистов угрозу правам человека и попытку установления всемирной диктатуры. К 1980-ым стало ясно, что чистая плановая система всё-таки не фурычит – прошли времена Древнего Египта и Китая. В очередной раз перестроенная же капиталистическая экономика с сильным государственным участием в принципе давала людям достаточно социального обеспечения, чтобы они не бухтели. Ушли в прошлые дети на прядильных фабриках, гонения на профсоюзы, а человечество всё больше увлекалось компьютерами, создававшими для людей новую, виртуальную реальность, в которую можно было сбежать от житейских невзгод. Социализм пал – либо с развалом СССР и Югославии, либо с предоставлением широких экономических свобод, как в КНР. Философ Фукуяма формулирует базовый тезис современности: история, какой мы её знаем – покорений, войн и исследований Земли – кончилась. К началу XXI века кажется, что мир активно интегрируется экономически: США перенесли производства в КНР, Европа объединилась в экономический союз, гармонизируются торговые правила развитых (в ОЭСР) и развивающихся (в БРИКС) странах. Африка тоже старательно собирает себя в кучку. Но такая интеграция вызывает бурный политический отклик у многих тем, что она походит на новую колонизацию – теперь американскими транснациональными корпорациями – бедных частей света. Это стимулирует череду войн, в которых региональные державы стремятся показать, что они тоже не лыком шиты.
Geo-Political Simulator 4 каждый год обновляется под текущую политическую повестку.
В климатический кризис – в Anno 2070
В пучине региональных конфликтов люди забывают, как их индустриализация меняет климат. Впервые деятельность людей оказывают влияние на всю планету, и глобальное потепление должно привести к таянию ледников и затоплению ряда густонаселённых территорий. Вероятнее всего, от ледового покрова освободятся Гренландия и побережье Антарктиды, а Мировой океан разделит Северную Америку и Европу на 2 континента каждую. Остановить этот процесс крайне сложно, т.к. радикальный экоактивизм жёстко ставится под сомнение в течение всех драгоценных минуточек 2010-ых. Вопрос с переформированием мира теперь существует в другой плоскости: может ли корпорация заменить государство? Частное юридическое лицо управляется похожим на страну способом, но эффективнее умеет распределять ресурсы и приказывать своим членам, т.к. его власть основана на экономическом благополучии работников. Наводнение разрушит существующие государства и может существенно уменьшить население Земли, что даст большой стимул к более эффективному использованию компьютерных технологий.
В Anno 2070 корпорации захватили мир, а две могущественнейшие предлагают альтернативу: или дальше таять Антарктику, или идти на самоограничение производства.
В Луну – в Anno 2205
В конце концов, остаться на Земле – это значит погрязнуть в этих бесконечных дрязгах и сделать всё для того, чтобы обессмыслить новые вызовы, сопротивление трудностям, а значит, и жизнь. Такой путь вырождения, насколько известно, несвойственен разуму. Колонизация Луны – первый этап для понимания того, что приключения человечества только начинаются. Множество кратеров создают идеальные условия для разработки и проверки технологии плазменных щитов для защиты от астероидов и создания городков, откуда из своего окна можно будет увидеть огромный голубенько-зелёный шар Земли. Поверьте, без атмосферы это выглядит потрясающе. Под плазменными щитами можно разбивать сады и добывать специфические космические ресурсы: сколько же разных соединений ещё могут образовать химические элементы! Освоение Луны потребует колоссальных денежных расходов и – человеческих жертв. Цена новой колонизации будет зависеть от того, насколько мы будем готовы к ней морально и физически.
Anno 2205 – это игра про то, что будет, если мы всё-таки сделаем ряд, во многом неизбежных, ошибок, и допустим до того, что первые колонизаторы будут вынуждены выживать самостоятельно.
В Марс – в Surviving Mars
Проблема Луны в том, что она сильно связана с Землёй, и с неё нам вряд ли стоит начинать терраформирование, т.е. изменение климата для создания условий, необходимых для комфортной жизни человека без специальной аппаратуры. Решив климатическую проблему на Земле, мы уже добьёмся определённых успехов в понимании того, как менять климат нам на пользу, но зелёной Луну стоит делать только после того, как мы откалибруем влияние её новой атмосферы на Землю, в то время как зелёный Марс пусть даже с изменённой орбитой не должен серьёзно повлиять на нашу планету-метрополию – ну пару тысяч комет в нас полетит, и всего делов. Но это того стоит: теперь в Солнечной системе будет две планеты с собственными океанами, облаками, яблонями и людьми на пляжах!
Surviving Mars с дополнением Green Planet показывает, что не стоит особенно переживать о том, что нам ещё нужно освоить много технологий, чтобы отправиться в космическую эру. Современные марсоходы уже могут перевозить достаточно грузов для первых колоний.
В Альфа Центавру – в Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth
Сейчас сводки астрономических исследований часто звучат скучновато: нашли ещё экзопланету, сверхмассивную звезду, даже кометку. Это заканчивается тем, что мы даём объекту название, по спектру определяем, из чего он состоит, а с помощью телескопов и компьютерной графики иногда представляем, как это выглядит. Однако недалёк тот день, когда станет понятно, что за этими Кеплерами и B1-B2 стоят синие растения, двадцатеручные гиганты-животные и разумные грибы. Да, мы не одни во вселенной, вы реально думали, что может быть иначе? Колонизировав Солнечную систему, мы отправимся в близлежащие звёздные системы и самую близкую – Альфа Центавру. Там совсем другие планеты, чем здесь, и вполне вероятно, что терраформинга потребуется даже куда меньше, чем на Марсе или Луне.
Однако политика на Альфа Центавре будет уже совсем другой – корпорации вряд ли смогут освоить межзвёздные путешествия, и объединённая Земля, наполовину корпорация, наполовину государство, неизбежно столкнётся с идеологическим брожением, что прекрасно показано в Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth.
В дальний космос – в Spore
Хотя космос бывает очень разным – жидким, вневременным, отдельной точечкой – человечеству в ближайшие тысячи лет предстоит разобраться с его самым простым воплощением – твёрдой звёздной материей. Столкновение с иными космическими цивилизациями и взаимопроникновение культур приведёт к тому, что человек обживёт весь Млечный путь и отправится в другие галактики. На этом пути неизбежны новые войны, новые смерти, новые подвиги и новые чудеса.
Бесконечность путешествия – это про Spore.
Комментарии