Я большой фанат «Истории российского шоу-бизнеса» и менее успешной «Истории российского юмора»: российская телекомпания СТС взялась за непростой труд рассказать про историю культуры излёта Советского Союза и становление новой капиталистической культуры в России. Помню, как по утрам смотрел топы песен Аллы Пугачёвой, Виктора Цоя и вместе с авторами печалился по поводу того, что на шоу не пришёл Петросян. Эта штука актуальна до сих пор: где вы увидите культуроведа Шнура, восхищённого свободой Бориса Корчевникова и нервно перебирающего ногами Парфёнова в паре кадров, следующих друг за другом?
Когда в 2019 году я начал рассказ об истории симуляторов, тайкунов и стратегий (СТС, па-да-бдыщь) с 1982 года, я ориентировался на игры, которые вы можете реально скачать с интернета и попробовать на своём ПК. Первые стратегии и вообще первые видеоигры запускались на осциллографах, отсчёт таких проектов мы начинаем с 1960-ых. Уже тогда были стрелялки, в которые было интересно рубиться двум людям, по какой-то причине решившим использовать осциллограф вместо того, чтобы попинать на улице мяч.
Но настоящие игры могли появиться только с массовым распространением персональных компьютеров, а этого дела пришлось ждать до начала 80-ых. Даже в то время в Советском Союзе говорили, что идея провальная и в скором времени нас ждёт крах новомодных Microsoft и Apple, поэтому начало 1980-ых было временем коренного перелома: компьютеризация пробивала себе дорогу, и это сейчас я пишу вам со своего ПК, параллельно посматривая на приходящие на мини-ПК, iPhone, сообщения в телеге и вк, а тогда виртуальный мир мог надломиться.
В 2019 году мы с вами успели лишь вскользь обсудить основные контуры СТС, которые были выпущены в 1982 году на предке Windows DOS и компьютерах серии ZX Spectrum и которые вы можете запустить с современных эмуляторов достаточно быстро и просто. Пришла пора окунуться в 1982 год, в последний год застоя, который ознаменовал собой начало всемирной компьютерной революции.
The Oregon Trail

«Орегонская тропа» – легендарная управленческая игра о первопроходцах американского Запада. В XIX веке мы слышим много выстрелов с сёдел ковбоев, которые разъезжают по пустыням Среднего Запада, но, во-первых, этому предшествуют большие усилия колонистов, чтобы протоптать дорогу, навести переправы через реки, приготовить походную пищу, которую ковбои смогут есть на переправах. В конце концов, кто делится с этими парнями водой для их лошадок?

Во-вторых, скакать по полям и каньонам хотя и непросто, но не так, как по каменистым рекам и высоким горам. Те, кто будучи четвёртым или пятым поколением англичан, немцев и голландцев, прибывших в Новый Свет, в классические штаты на побережье Атлантики, решили отправиться в далёкие горы к Тихому океану, чтобы построить там дом и получить в свою собственность землю, стали не меньшими легендами в США, чем ковбои.

Тематика для одной из первых видеоигр в истории выбрана беспроигрышно: будущие тайкуны о парках развлечений или о бургерных не апеллируют к тому, что изучали скауты в школах – истории, навыкам выживания, биологии, мастерству рук и географии. Придумав «Орегонскую тропу», первые геймдейверы, Дон Равич, Билл Хейнеманн и Пол Дилленбергер, сразу же могли рассчитывать на то, что её начнут покупать в школах и что эти дети-маньяки, которые стараются заработать побольше нашивок и значков, будут благодарными игроками.

Игра начинается с выбора путешественников: мы должны определиться, поведёте вы за собой группу банкиров, желающих открыть новое предприятие в Орегоне и у которых будет много стартовых долларов, группу фермеров, которые уходят в надежде на более свободные и плодородные земли и смогут лучше запастись едой и переносить голод, группу рукастых горожан, которые намерены приехать в Орегон-Сити и обзавестись там хозяйством и будут хорошо чинить всё в дороге. Затем нужно закупиться скарбом: быками, ярмом, едой, одеждой, оружием и патронами. Наконец, вы, находясь в ранней весне 1848 года, можете выбрать, выступать ли прямо сейчас, по сходу снега, или подождать месяц-два, когда трава для оксов станет питательной.

Такие приготовления нужны потому, что скоро вы окажетесь совсем одни на большой дороге: вам придётся идти по узкой горной тропе, лечить ваших героев, кормить их охотой, отстреливаться от бандитов, чинить повозку. Здесь нет полиции, медиков или инженеров: если ваша повозка разобьётся, потонет или команда умрёт от дизентерии, это будет концом путешествия и всё придётся начинать заново.

Вы почувствовали? Да, это – большое роудмуви, которым так славились старые симуляторы. Каждая история индивидуальна, и ваш Атлас, который поломал руку – тот, имя которого вы сами придумали и вбили в чёрную менюшку, тот, которого вы недавно вылечили от дизентерии, тот, который сменил колесо на повозке в самом начале путешествия – никогда не встретится вам больше, как не получится переправляться через бурные реки Канзаса каждый раз спокойно.

С 1982 года выходило множество частей и версий The Oregon Trail, и каждое поколение игроков могло прочувствовать игру как-то по-своему. С изобретением iPhone владельцы франшизы поняли, что их целёвка теперь там. Мобильная Тропа активно так развивалась и, на мой вкус, Gameloft в конце концов выкатила офигенную The Oregon Trail (2021). В ней много разных функций, позволяющих вам прочувствовать поход – спустя 40 лет мы видим, как все черты характера, все варианты шага, все ресурсы отображаются не текстовыми командами, на которые нужно ответить «Y» или «N», а красивыми иконками. На самом деле, при всей казуальности мобильного дизайна, он очень удобен и как-то по-вороньи красив:

Появились самые разные погодные эффекты и прыгающие вокруг кролики, другие команды, случайные странные персы, которые приходят вам на помощь:

Появились удобные экранчики статусов:

И многостраничный бестриарий:

Сохранив в основе идеи оригинала, последующие итерации играются с тем, чтобы по-разному представить вам индейцев, охоту или ремонт. В версии 2021 года охота и ремонт доведены до залипательности:


Да-да, повозка теперь – это набор клеточек, за которым вам надо ухаживать.

Пожалуй, то, что вы ощущаете за партией в The Oregon Trail (2021) – как раз то, что чувствовали скаутята в 1982 году. Передача этого духа первооткрывательства – то, с чем франшиза справляется на ура, и если говорить об играх, в которые вам стоит хотя бы раз катнуть за свою жизнь, я без сомнения рекомендую Тропу на эту роль.
Jetset

Первые игры для осциллографов и большущих ПК были простыми, однако первые проекты для серийных персональных ПК уже брали сложные концепции. Настолько сложные, что вот мы знаем, как бывает трудно освоить авиасим: джойстик, держание борта, наклоны, аэродинамика. Собрать нормальную аппаратуру и приноровиться к ней для авиасиммера – это как подготовиться к походу. Зато результат: умение максимально реалистичное. Так эти авиасимы попытались принести на компьютеры в 1982 году!
Вы можете насладиться теми многочисленными текстовыми табло, которыми вас наделяет Jetset в попытке научить управлять самолётом типа боинг. Вы должны следить за топливом, осевой нагрузкой, наклоном, скоростью, в т.ч. вертикальной, закрылками, конечно, шасси, тормозами и высотой. И поверьте, вам бы взлететь – пока вы не научитесь правильно тыкать кнопки, вам не грозит падение, потому что

Да, если вы не научитесь тыкаться, вы не сможете управлять вашей невидимой ласточкой до такой степени, чтобы она не выкатывалась за взлётно-посадочную полосу. Благодаря этому, ваш первый взлёт – это нечто удивительное. Пилоту, знаете ли, не так просто, как может показаться. Представьте ощущение от первого раза за штурвалом реального самолёта. Jetset его передаёт!

Это прямо как Microsoft Flight Simulator (2020) сейчас: даже в аркадном режиме MFS разбиться – раз плюнуть. Вам нужно много учиться, чтобы делать простейшие авиационные трюки, зато вы ощущаете тот груз, который реально возлагается на плечи парня с мотором.
Airline

Быть пилотом почётно, быть владельцем авиакомпании – обычно крайне прибыльно. В 1982 году на ZX Spectrum выходит цветастый британский тайкун Airline, в котором вам нужно в конкуренции с другими авиакомпаниями стать крупнейшей линией и заслужить звание национальной авиакомпании Великобритании.

В игре офигенные менюшки, по которым так же классно ходить, как по старым игровым автоматам. Прелесть времени: уже есть достаточно технологий, чтобы радовать ваш глаз летящими в меню самолётиками, звуками авиатематики и чувствовать себя, будто в красивом зале казино.

Да, Airline построен на том, что вам нужно закупиться бортом, нанять людей, но дальше всё зависит исключительно от удачи. Вы явно будете мало зарабатывать с одним самолётом и явно не потянете эксплуатацию сразу 10 птичек (здесь есть расписанный бухгалтерский баланс, если что), но никто не знает, какие будут погодные условия, как часто ваши работники будут косячить, насколько сильно самолёты будут ломаться. Всё верно, игра построена на случайных событиях, и от них вы можете только застраховаться, правильно угадав, что вот в этом году в один из ваших двигателей врежется стая птиц:

The Warp Factor

Вы уже догадались? В 1982 году обожали полёты. Вообще, каждое новое дело сопровождается чем-то удивительно вдохновляющим и приподнимающим, и очень здорово, что парни так тащились от своего дела. The Warp Factor – это симулятор звездолёта, основанный на вселенной телесериала «Звёздный путь». Телесериал привлёк многих фанатов, и это о нём говорят в «Финесе и Фербе», что это будто был прямой эфир из далёкого будущего. В 1980-ых франшиза была на слуху в Америке, примерно как у нас после релиза Стар Трека (2009), и в 1982-ом выходит сразу несколько проектов, некоторые из них мы обсуждали в моей специальной любовной ветке о симуляторах и стратегиях по «Звёздному пути».
The Warp Factor интересен нам потому, что

Да, чёрт, космическая струна излучает импульсы из-за распада частиц вдоль её горизонта событий: игра буквально является Jetset на максималках и предлагает вам научиться управлять 6 щитами, 6 лазерами, 4 отсеками с торпедами, 2 дронами (1982 год, ага), сенсорами и сканерами (и это разные штуки), предлагает установить курс в градусах, определиться со скоростью, будто бы вы на капитанском мостике в золотой водолазке говорите: «Полимпульса, мистер Сулу». Ко всему этому вы должны выбрать ещё куда направляется энергия батарей, количество батарей и как работают транспондеры, без настройки которых тоже нормально не полетаешь.

Я упомянул, что, чтобы обнаружить вражеский корабль, вам нужно просканировать его, перераспределив энергию со щитов и самостоятельно задав направление по координатам?
Stocks & Bonds

Одними из самых любимых из бесполезных и самых бесполезных из любимых моих игр, наверное, наравне с игрой в настольную «Монополию» сам с собой (как пели битлы: Iso-o-ola-a-ation is not good for me), были мобильные игры про биржу. Пока многие осваивали Тинькофф-Инвестиции и реальный стакан, я играл в такую штуку: садятся 4 игрока (я играл за всех), каждому даётся стартовый капитал по $ 10 000, они выбирают, во что вложиться, исходя из имеющейся биржевой информации, покупают акции и облигации, заканчивают свой ход, и после того, как все походят, объявляется насколько подросли или упали котировки каждой из бумаг.

Stocks & Bonds – одна из первых подобных вещей, которая прям взлетела. Здесь был сделан упор на то, что есть конкретный беспроигрышный вариант – покупка государственных долговых ценных бумаг. Случай определяет лишь котировки всех остальных компаний, и их волатильность в принципе можно просчитать, исходя из внутриигровых описаний эмитентов бондов.

При этом хлопцы попытались предоставить возможность и конвертировать облигации, от чего даже в игре с самим собой не так уж скучно.
Warren’s World: Lost Colony

Когда-то я признавался в любви Egypt: The Old Kingdom. Я люблю возвращаться в неё, люблю поклоняться гиппопотамам и драться с людьми Сета. Всё это, но не с помощью карточек и кнопочек, а с помощью текстовых и числовых команд, и не в Древнем Египте, а на внеземной колонии, предлагает Warren’s World: Lost Colony.
Я до сих пор в офиге с руководства игры, и это первый раз с Sid Meier’s Pirates! когда я реально читаю руководство, потому что меня зацепил лор. 1982 год, дамы и господа.

Новости
Sims-By-Steve
AnnoGames
Атлас
