Когда в 2022 году я писал пост о Red Alert 3, то с удивлением узнал о настоящем противостоянии внутри сообщества серии по поводу того, какая часть лучше: вторая или третья. Тогда мне он показался чем-то вроде спора: а какая часть The Settlers лучше – II или все следующие поделки в 3D? Вопрос интересный, отвечать я на него, конечно, не буду, но вот что я хочу, так это развернуть его в другую плоскость – почему сатира в «Красной угрозе 3» так хорошо работает?
Может показаться, что секрет успеха Red Alert лежит в красивых девушках и простом, но интересном геймплее, а сюжетка здесь чисто для того, чтобы хоть как-то вписать девушек в приемлемый антураж. В общем, эта такая мечта молодого белого парня, но нужно прикрыть её веточками, чтобы было не так палевно и 18+. На всё это может намекать и слабая актёрская игра с ужимками, и предсказуемые сюжетные повороты. Но для меня эту идею лишь порно-смысла «Красной угрозы» отбрасывает далеко назад один факт – самостоятельное дополнение к Red Alert 3: Uprising.
В дополнении появились новые юниты типа крутых советских мужиков, пуляющих слизью и впервые опробованных в Румынии средь могил и средневековых развалин. Лепота! Есть всякие мультиплеерные фичи, которые до сих пор работают. Но главное для меня всегда было и остаётся – это новые сюжетные миссии. Сюжет начинается с канонического завершения оригинала, и готовьтесь к кошмару: канон в том, что Черденко проиграл, СССР пал, а Альянс всех победил и установил свободный мир в Европе и Азии. Теперь отдельные фракции: красное сопротивление во главе с Дашей (!!!) и древние японские рода пытаются восстановить былую мощь своих стран. За обоих вам нужно снова собрать большую армию и разгромить Альянс, попутно также разделавшись с другими препятствиями вашей всемирной гегемонии.
Однако Uprising делает нечто новое: кроме трёх компаний (третья посвящена шаткому положению Альянса на покорённых землях), разработчики добавляют кампанию за Юрико Омегу, где вам нужно играть только за неё и исключительно для того, чтобы узнать, как она превратилась в суперсолдата Империи Восходящего солнца. Такая изомерическая, что ли, RPG, и это крайне необычно не только для Red Alert 3, но и для второй части, да и первой, при всех её необычностях.
И вот в основных кампаниях Uprising всё ощущается так же, как в оригинале. Вы замечали, как нас заставляют симпатизировать своей фракции? На примере самого близкого душе Советского Союза: в Red Alert 3 мы со скока едем спасать его в Ленинград – от захватчиков, и как-то само получается, что в конце мы захватываем Нью-Йорк, хотя вроде бы просто пытались спасти Советы от раздела Америкой и Японией. Нас завлекают тайны, окутывающие личность Черденко, и то, как он хочет использовать изменения во времени себе на пользу, а судьба Швейцарии или Японии хорошо описывается едкими словами: «Вы говорили, что Швейцария нейтральна, а это что?», «Теперь Япония – советская социалистическая республика», которые не ощущаются неправильными. Просто какое-то чувство приобретения новой территории, но главная цель-то дальше!
В Uprising борьба советского сопротивления под вашим руководством по сути начинается с того, что мы видим, как альянсовская корпорация «ФьючерТех» испытывает криооружие на простых жителях Мурманска, и те рассыпаются на льдинки. Здесь есть слёзный момент: когда Даша это видит, она приходит в бешенство и приказывает всем кировым атаковать хорошо укреплённую базу противника, хотя местные турели, конечно, почти сразу сносят их с небес на землю –
Нам старательно показывают в начале кампании за СССР, что президент ЕС – дурачок, который просто доверяет «ФьючерТех», считая, что их хроносфера спасает свободный мир. Но мы-то видим, что это откровенный корпоративный фашизм, а кто лучше умеет бороться с фашистами, как не бравый советский солдат с медведем?
В итоге, получается довольно простая идея о стронг совьет форс, которая борется против несправедливости, как в опупенном треке Radio Tapok:
Но стоит начать за Юрико Омегу и вот что мы видим с первой же миссии:
Ваша Юрико не так часто пытается подвести какую-то идеологическую базу добра под тем, что она делает, и её побег из лаборатории заставляет вас пройти коридорный шутер, в рамках которого вы с помощью своих пси-способностей будете разрывать людей на части, отправлять их в ураган из собственной крови и потом разделять на атомы. Омега показана не просто сексуальной девушкой, которая может уничтожить противника силой мысли, как на постере или в оригинале, она при всех опытах, что над ней совершались, – во многом маньячило сама по себе.
И эта жёсткость делает окружающую сатиру лучше и многограннее. Она хорошо оттеняет шутки над советской пролетарскостью, американским тупизмом и японскими традициями. Недаром «Пацаны» хорошо прошлись по супергероике и по американской политике, недаром жёсткие шутки Луи Си Кея сделали его одним из главных авторитетов американской стендап-сцены. И недаром «Пацаны» скоро заканчиваются, а Луи Си Кей был столько времени отменён.
Жёсткая сатира имеет свои ограничения: она должна даваться дозированно и с пониманием, что это шутка. Немало людей до сих пор смотрят на Глеба Жеглова как на положительного героя, немало людей смотрели «Звёздный десант» как очередной американский боевик, где рассказывается о бравых парнях в тельняшках. И в Red Alert 3 удаётся соблюсти этот баланс между шуточностью всего происходящего, жёсткими поступками, которые совершают герои, и мыслями о том, насколько это хорошо и плохо. Вы никогда не скажите, что, например, Юрико – хороший человек.
И в этом Uprising может хорошо поучить последние стратежки, в частности, одну из моих самых любимых – по «Звёздному десанту». Я вижу во многих обзорах Starship Troopers: Terran Command слова о меньшей элегантности местного стёба над космофашизмом. Но здесь не хватает не только элегантности, здесь не хватает акцента на том, как десантники бросают своих:
Или безразлично относятся к смерти тех, кого защищают:
Бывает, что мы не смотрим на все эти детали, даже когда ведём мужика на казнь, в целом почему нет, мы же боремся с жуками, а он предатель. Человек так устроен, что готов воспринимать плохое, если видит конечную хорошую цель. Объяснять словами ужас злодейства-ради-цели – неинтересно, а добавьте к этому что-то, что никто не посчитает приемлемым. И вы увидите, как вся история о бравой Мобильной пехоте рассыпается в пыль! Как вы вряд ли будете воспринимать Империю Восходящего солнца хорошей фракцией после Red Alert 3: Uprising.
Комментарии