В 2012 году разработка Star Citizen не предвещала ничего необычного. Игра собрала более 6 миллионов долларов через краудфандинг, благодаря имени Криса Робертса, создателя культовых для 1990-ых и 2000-ых соответственно космических симуляторов с хорошим сюжетом – Wing Commander и Freelancer – но кое-какие рабочие прототипы уже были, и можно было подумать, что проект ждёт судьба Pillars of Eternity – ролевой игры, вдохновлённой Baldur’s Gate и Planescape: Torment, сделанной Тимом Кейном, одним из создателей Fallout, и привлёкшей вкладчиков несколькими месяцами ранее Star Citizen. «Модульная» система разработки (одиночная кампания Squadron 42, Ангар, пространство для космических боёв) показывала некоторую глобальность задумки, но ведь в процессе работы многое приходится упрощать, и презентация в рамках GDC 2012, казалось, иллюстрировала понимание этого. Тем не менее, не сложилось.
Наверное, потому, что Робертс уже сталкивался с тем, что его идеи, требующие серьёзных финансов, оказываясь у издателя, у которого они обычно и водятся, воплощаются с крайней осторожностью, а если вдруг они начинают казаться менеджерам «излишними» для и без того «насыщенного» геймплея – то и большой неохотой. Так было с Freelancer и Microsoft. И не должно было случиться с Star Citizen, поэтому на конвейер была поставлена продажа моделек кораблей, которых ещё даже не было в игре, внутриигровые покупки, проведение «фестивалей» CitizenCon и закрытых мероприятий для особо щедрых бэкеров и привлечение денег крупных инвесторов. Надо сказать, что именно благодаря этому вышел модуль Star Marine, представляющий собой что-то типа Battlefield в космосе, была сделана планета-город и ряд других мест в Crusader – единственном модуле, где можно свободно перемещаться по миру и исследовать его. Релиз игры, которая окончательно превратилась в многопользовательскую, и отделившегося от неё сингл-плеера с голливудскими актёрами в главных ролях Squadron 42 в последний раз был намечен на 2019 год. Но опять не сложилось. Зато к декабрю Star Citizen могла похвастаться бюджетом в 250 миллионов долларов.
С того момента, как Cloud Imperium Games объявила, что изменяет правила возврата средств и будет принимать рефанды лишь в том случае, если публично свёрнет разработку, в Сети повысился градус напряжения: теперь многие прямо обвинили её в мошенничестве. Это произошло в 2016 году, а в 2017 команде, которая из-за прекращения сотрудничества со студией Behaviour Interactive решила сократить контент версии 3.0 и объявить об очередном переносе, «прилетел» иск от CryTek. Та посчитала, что её движок используется в нарушение договора, а законное вознаграждение не выплачивается.
Суд затянулся: только в январе этого года стало известно, что CryTek сомневается в том, что с её движка Cloud Imperium перешла на бесплатный (насколько известно) Lumberyard от Amazon. Но и это не помогло продвижению процесса – компания попросила его перенести, сославшись на желание «вживую» увидеть всё тот же единственный (предположительно) целостный проект ответчика – «Эскадрон 42». В ответ разработчик Star Citizen в середине января заявил, что Amazon, оказывается, дала ему лицензию не только на Lumberyard, но и на CryEngine, а истец просто пытается избежать заведомого проигрыша и выплаты судебных издержек (они могут составлять около 1 миллиона долларов).
Все перипетии судьбы «Космического жителя» привели к тому, что с 2018 года к нему выпускается по одному крупному обновлению в квартал. Ну, как выпускается, многие механики просто переносятся – например, в конце января, когда CIG должна была наслаждаться возможным триумфом в суде, она отложила систему укрытий, ремонтные станции, улучшение NPC, заданий и новое оружие. Доработки же искусственного интеллекта и «боёвки» не будет даже в апдейте 4.0, намеченном на второй квартал этого года. С «Эскадроном 42» всё немного лучше, но команда, судя по их дорожной карте, закончила работу за четвёртый квартал 2019 года только на 60%, а за третий – на 83% (впрочем, они уже что-то делают из того, что намечено на будущий «Q2»), а переход к бета-тесту в третьем квартале совсем не гарантирует релиз «одиночки» (пусть и с Марком Хэмиллом) даже в 2020. В этом CryTek, похоже, не ошиблась.
Что ж, когда краудфандинг только набирал обороты, он мог мыслиться как уникальная возможность любой студии, наконец, сбросить с себя оковы, связывающие её с издателями. Как в 80-ых – 90-ых, теперь можно иметь крутую концепцию, соотносимую с имеющимися ресурсами, и при этом не становиться EA/Ubisoft/Sony/Microsoft «Название» «Ваш город». «Житель» показывает, что да, это возможно, можно даже так делать высокобюджетную вещь «голливудского масштаба». Но чем CIG с её моделью монетизации лучше той же EA? Тем, что работа индивидуализирована? Что всё ради «благой цели», а не очередной FIFA? Действительно, это важно, но до разумных пределов. И Star Citizen уже не в них.
Если раньше её можно было сравнить с Elite: Dangerous, и даже не в пользу последней, то теперь она по уровню графики и сюжету должна тягаться, к примеру, с Death Stranding. Впрочем, игре лучше не сравнивать себя с остальными (зачем лишний раз расстраиваться), а хотя бы подлечить баги и, наконец, выйти из стадии «очень раннего доступа». «Недоделка», выпущенная из романтических побуждений, вполне могла бы произвести революцию в игрострое, но Citizen – уже не она, это – неповоротливый монстр с нестабильной структурой, живущий благодаря постоянной подпитке извне.
Комментарии