Многие дети в своих играх представляют себя пиратами – капитанами красивых парусных кораблей с внушительным арсеналом пушек и бравой командой, которые вместе бороздят солёные волны в поисках приключений, богатства, а может быть, и для выполнения какой-то благородной цели. Компьютерные игры не могли пройти мимо этой популярной темы, и потому сейчас мы имеем достаточно много RPG и экшенов о пиратах, которые заканчиваться пока не собираются – в следующем году должен выйти специальный спин-офф Assassin’s Creed – Skull & Bones. Кроме того, у нас есть и соответствующие MMO, например, Sea of Thieves.


Но игра Pirates! от одного из «мэтров» и до сих пор ведущих разработчиков в жанрах симулятора и стратегии Сида Мейера мне кажется немного другой. Конечно, здесь многое связано с историей главного героя, и мы часто напрямую его контролируем, но во многом это ещё и симулятор парусников – кораблём мы будем управлять гораздо чаще, чем его капитаном, и симулятор фехтования – в бою мы применяем определённые, стандартные типы ударов и защиты и не можем, скажем, самостоятельно перемещаться по кораблю или форту, и пошаговая стратегия – когда мы пытаемся захватить город. Как и в Spore, геймплей Pirates! разделён на то, что можно назвать мини-играми внутри основного игрового процесса, но здесь не очень-то боятся это показать – сейчас мы ставим паруса и наводим пушки на вражеский фрегат, уже через минуту мы на палубе чужого судна сражаемся с его капитаном, немного погодя мы управляем флотилией и не можем атаковать другие корабли, пока не отдадим соответствующую команду нашему флагману, и тогда на время свой флот мы из виду потеряем, а вот теперь мы в городе, где с помощью текстовых команд мы отправляемся к губернатору и его дочери, которая может пригласить нас на бал, где будут важны не наши корабли и пушки, а быстрота выполнения её команд во время танца.


Потому Sid Meier’s Pirates! я бы назвал в какой-то степени собирательным симулятором пиратской жизни (кстати, наш «аватар»-главный герой имеет возраст (что отражается морщинами на его лице) и здоровье, стареет и когда-нибудь должен будет выйти на пенсию). При этом я считаю, что это – одно из великих творений, принадлежащих имени Сида Мейера – тех самых, которые наряду с Civilization смогли оставить свой значительный след в истории симуляторов разной тематики и ниши и которых аудитория со вздохом вспоминает как о части «добрых старых времён». Pirates! вышли довольно успешными – хотя на данный момент окончательный вариант игры появился в 2004 году, он брал свои механики из оригинала 1980-ых годов и ремейка 1990-ых и по сути является переделкой того, что уже было переделано. Что удивительно, мне кажется, что качество от этого не слишком пострадало.


Итак, игра даёт нам персонажа, которым в тех самых разных мини-играх нам и предстоит управлять, и сначала рассказывает его историю – злой маркиз Монтальбан, похоже, решил списать свой коммерческий провал на семью своего партнёра и попросту пленить всех её членов, но не учёл, что один молодой человек, наш герой, не только освободится, но ещё и захватит корабль где-то в Карибском море и решит разыскать своих родных и отомстить обидчику. Сюжет не совсем понятен, потому как состоит лишь из 2 загрузочных роликов, но именно он будет завлекать нас всё дальше в игру и в принципе поможет реиграбельности – попробуй-ка отыщи свою сестру, когда испанский барон Раймондо, имеющий один из четырёх кусков карты её местонахождения с ничем не помогающими без остальных опознавательными знаками и обрывком «Около…» без указания на ближайший город, плавает в водах современной Мексики, а вы – у Барбадоса. А как достать второй кусок карты? Победив этого барона, узнать, что теперь он где-то около Каракаса, хотя вы за это время добрались разве что до Флориды.


Мы управляем пиратом именно из Карибского моря, поэтому карта ограничена островами в нём и частями Южной и Северной Америки, но, чтобы доплыть из одного её конца в другой, потребуется чуть ли не несколько игровых лет. Игра по умолчанию начинается с 1 января 1660 года (но можно начать и раньше, и позже) и всё время грабежа и других славных дел заботливо показывает течение дней, месяцев и лет внизу экрана – и это важно потому, что мы должны снабжать свою команду провиантом на всё время плавания или высадки на берег, и, даже сделав это, не стоит успокаиваться – экипаж воспринимает нас как более-менее равного товарища, который обязан спустя определённое время разделить всё награбленное и распустить их. Если этого не сделать, у пиратов будет постепенно ухудшаться настроение, которое всё ещё можно будет поднять большими пополнениями казны или обеспечением едой на несколько лет вперёд, но рано или поздно капитан, вообразивший, что сам будет владеть всеми полученными тысячами золотых, столкнётся с бунтом. Если же мы согласимся поделиться, Pirates! станет для нас в определённом смысле цикличной – после 2-3 лет вместе нам приходится распускать весь флот, оставив себе только флагман, и забирать лишь часть из общей казны, которой мы до этого распоряжались самостоятельно.


С этим связано состояние нашего героя – в 1660 году ему 18 лет и он чувствует себя превосходно, но уже к 25 годам его здоровье будет намного хуже. Во время дележа добычи же мы будем ещё около полугода просиживать в городе, где такой раздел произошёл, примерно это же будет происходить, если мы попадём в тюрьму. Важной составляющей «развода» с прежней командой является возможность прямо (и только) при нём повысить или понизить уровень сложности, к которому в Sid Meier’s Pirates! привязана сложность фехтования (на самом первом уровне у нас не будет разделения шпаг на виды, в дальнейшем мы должны будем выбирать тип оружия – обычную шпагу, быстро атакующую рапиру или быстро защищающуюся саблю, соперники же будут с увеличением уровня всё быстрее и научатся обманным манёврам) и остальные элементы геймплея, но главное – процент, получаемый от всей добычи (на первом уровне он составляет 5%, на втором – 10%, что означает переход к вам, скажем, лишь 2 тысяч из 20, что были награблены за эти годы).


К 40 годам внешний вид нашего капитана значительно меняется, у него замедляется скорость фехтования (или, например, танца), и игра намекает, что пора готовиться к пенсии. Впрочем, уйти на неё мы можем с самого первого раздела добычи. Пенсия персонажа означает конец игры с присвоением определённого положения в обществе, которое бывший пират теперь займёт. Оно зависит от выполнения ряда целей, которые ненавязчиво ставятся перед нами в одном из разделов меню. Нам предлагается найти всех 4 членов семьи по обрывкам карт, убежище Монтальбана (и победить его), 9 кладов знаменитых пиратов, 9 самих этих пиратов (и победить их), 4 легендарных города древних цивилизаций, а также жениться, достичь максимальных званий (герцога) на службе всех стран, скопить с разделов добычи хорошую сумму и получить достаточно акров земли под поместье, которые выдаются губернаторами за службу. Всем этим можно и не заниматься, но игра обязательно припомнит вам это, указав, что вы так и не воссоединились с семьёй или вынуждены теперь жить в маленьком домике.


Но пока мы ещё не на пенсии, у нас есть возможность познать чудесный мир Карибских островов. За красивые тропические пляжи и голубые воды соперничают 4 страны – Испания, Англия, Франция и Голландия. Они имеют по всей карте города, зайдя в которые на своём корабле мы можем встретиться с губернатором и его вечно невозмутимым дворецким, которые могут рассказать, с кем их держава воюет, а с кем – в союзе, дать задание по сопровождению кораблей для мирных переговоров или ультиматумов, выдать каперское свидетельство, подтверждающее их одобрение нашей деятельности против их врагов, даровать звание (капитана, затем майора, потом полковника, адмирала, барона, графа, маркиза и, наконец, герцога), если мы захватили достаточно кораблей и городов противной стороны, пожаловать несколько акров земли, кажется, начиная с титула барона и в том числе после того, как мы стали герцогами. В городах есть также таверны, где бармен и официантка могут рассказать полезную информацию или провести нас к скрывающемуся здесь преступнику, если нам дали на него наводку, свободные пираты, готовые пойти к нам в команду, и странствующий торговец, который в обмен на золотые может отдать нам предметы, дающие специальные бонусы (например, так можно купить пистолет, выстрел из которого отбросит нашего оппонента во время боя назад, кольцо для подарка приглянувшейся дочери губернатора или травы для улучшения самочувствия). Есть здесь и обычный торговец, у которого можно сбывать награбленные товары – помимо золота, захваченные корабли могут везти продовольствие, товары роскоши, специи, сахар, всё, кроме еды, вам нужно лишь для перепродажи. Корабельщик же может починить или улучшить ваши судна, ему же можно продать ненужные.


Помимо городов, есть ещё небольшие поселения, принадлежащие тем же 4 державам, но здесь нельзя нанять новых матросов, а мэр мечтает лишь об одном – чтобы вы сопроводили его в город для получения должности губернатора. Ещё 3 силы могут иметь свои особые поселения – пираты, иезуиты и индейцы: пираты готовы разграбить ближайший город по вашему указанию, чтобы ослабить его оборону для захвата с вашей стороны, иезуиты снаряжают корабли иммигрантов из Европы в города, которые будут благодарны пополнению их населения таким образом, индейцы строят быстрые боевые каноэ для тех же атак на города, которые вы укажите.


Не сказать, что после знакомства с Sid Meier’s Pirates! ваши знания по географии значительно улучшатся, но, услышав названия «Сент-Китс» и «Невис», вы точно будете знать, о чём речь. Ведь пребывание в городах и их захват – немалая часть геймплея. Последний производится с помощью пошаговых сражений на разделённой на квадраты карте, где вы руководите особым отрядом офицеров, отрядами простых пиратов и стрелками, а противник может выставить хорошо вооружённых солдат, индейцев, кавалерию и даже артиллерию. Нужно пользоваться защитой леса, преимуществом гор и обходить каменистые участки, при этом стараясь не попасть под прямой оружейный огонь или мощную атаку. Победить можно как разгромив все отряды противника, так и просто добравшись одним из отрядов до ворот города. Но если в этом городе небольшой гарнизон (рядом с ним нет построенного форта – для его уничтожения как раз и полезна помощь пиратов и индейцев), захват будет производиться совсем в другой обстановке – вместо пошаговых боёв нас ждёт дуэль с комендантом и закадровая борьба гарнизона и всей нашей команды.


Захват кораблей – пожалуй, главное наше занятие – делится на 2 этапа: сначала наш флагман должен сблизиться с другим судном, но так как последнее обычно сближаться совсем не хочет, оно будет использовать пушки в надежде сильно повредить наш корабль, и мы также можем применить артиллерию (максимум корабль в Pirates! может нести 40 пушек, по 20 на каждый борт), если хотим уменьшить скорость врага, численность его команды (для этого используется картечь, которую можно применять после соответствующего улучшения корабля в одном из городов, при этом каждый город специализируется только на одном улучшении и вместо картечи ваша любимая пиратская база может предложить, к примеру, шёлковые паруса, помимо обычных ядер и картечи, можно стрелять также ядрами, скреплёнными цепью, для целенаправленного повреждения парусов) или вынудить его и вовсе сдаться. Когда корабли сблизятся, чёрный экран отделит эту мини-игру от следующей – дуэли нашего персонажа с капитаном другого корабля на фоне закадровой борьбы матросов. В дуэли мы или противник можем применять удар сверху, снизу, укол, приседание для защиты от удара сверху, прыжок против удара снизу, парирование укола, насмешку. Но прямо контролировать каждые действия нашего капитана – использовать другие приёмы – нельзя. Победа в дуэли приносит победу во всём абордаже, но если схватка капитанов идёт слишком долго, то решить исход сражения может численность экипажей и их боевой дух.


Такие дуэли пронизывают всю игру: они есть в том же штурме города, схватке с непочтительным капитаном стражи в таверне, который мешает разговаривать с официанткой и барменом, с соперником за сердце дочери губернатора, с преступником, которого вы обнаруживаете в таверне, наконец, с Монтальбаном в его убежище. Они же будут при захвате кораблей других известных пиратов (Моргана, Чёрной бороды) и сюжетных персонажей – барона Раймондо, к примеру. Их завершают, а иногда и предваряют ролики, некоторые из них (сцены победы над известными пиратами) можно переиграть в меню.


У Pirates! есть своя атмосфера: ненавязчивая музыка, крики птиц, в том числе попугаев, ночные сражения между кораблями, когда обмен пушечными залпами затягивается (вне таких сражений смены дня и ночи нет), выдуманный язык, прорисовка персонажей в зависимости от нации. Борьба между 4 странами за Америку напоминает «Колонизацию» того же Сида Мейера.


Очень интересными оказываются и другие элементы геймплея. Если вы будете слишком часто грабить суда одной и той же страны, она назначит награду за вашу голову (даже если вы имеете в ней какой-то титул), будет слать за вами охотников на пиратов и не станет впускать в свои порты – как раз в этом случае единственный раз можно увидеть города «изнутри», прокравшись в них. Вы возьмёте под контроль вашего героя, который должен будет бродить по улицам, прячась за тюки соломы при приближении стражников и оглушая их для более быстрого продвижения. В основном скрытный проход в город требуется лишь для посещения таверны, где прячется преступник, за поимку которого можно заработать, но может пригодиться и, к примеру, корабел, ведь с определённого титула он начинает чинить и улучшать корабли бесплатно. Намного более полезным является роман с дочерью губернатора – для этого будет нужно сыграть в другую мини-игру – танцы. Они состоят в выполнении указаний партнёра, причём незамедлительного, в противном случае ваш герой оступится, губернатор из своего конца зала схватится за голову, а его дочь неодобрительно хмыкнет. Движения выбираются случайно, но есть определённые комбинации, время от времени повторяющиеся (4 раза вправо-поворот влево, 2 раза вперёд-4 раза поворот влево, вперёд-назад-2 раза поворот влево-назад-вперёд).


Хотя танцы – не слишком существенная часть жизни пирата, именно эта мини-игра вызывает у меня восхищение случайностью каждой «партии», совмещением игровой механики и музыки, сложными, но реально существующими комбинациями и требованием попытаться попасть в них, не зная. Танцы также – лишь пролог к роману, в котором должны быть и подарки, и дуэли, и новые танцы, и похищения, и, в конце концов, женитьба. Полезным всё это можно назвать потому, что часто только возлюбленная может рассказать нам о скрывающемся где-то преступнике, бесплатно подарить предмет, передать информацию о местонахождении барона Раймондо или маркиза Монтальбана. Кроме того, третьим «всемирным злодеем» этого мира является полковник Мендоза, неизменно увозящий всех губернаторских дочерей на определённом этапе романа. После захвата его корабля нашим героем и возвращения домой, насколько я знаю, только возлюбленная нашего капитана может дать часть карты для поиска города древней цивилизации с несметными богатствами внутри. Чем подтолкнёт к новому роману, ведь нужны и другие куски карты, которыми владеет только этот полковник Мендоза, имеющий свою «особую нишу» и нигде больше не появляющийся.


Pirates! даёт определённое поле для свободной игры: вы можете не заниматься сюжетными заданиями, а целиком посвятить себя захвату кораблей всех стран, превратившись в свободного флибустьера, за которым гоняются все охотники за пиратами. Вы можете встать на сторону одной из держав и «покрасить» всю карту в её цвета, и, хотя Раймондо, Монтальбан и Мендоза все являются испанцами, и правительство этой страны будет считать следование сюжету захватом своих кораблей, это можно воспринимать как взгляд авторов на то, против кого было направлено пиратское оружие на Карибах в XVII веке, и не следовать ему, компенсировав Испании её потери новыми приобретениями. Вы можете спасти своих родных и победить злого маркиза, а затем со спокойной душой уйти на покой.


Свобода проявляется также в том, что мы можете сойти на берег и ходить по маленьким островам или огромным просторам Америки, сколько душе угодно. На суше зарыты клады, находятся хижины с вашими родными, а в глубине континента как раз обычно и находится тот, кому главный герой жаждет отомстить. Опознавательные знаки (тотемы, лачуги, арки) делают поиски на берегу по-настоящему интересными. А ещё есть неприбрежные города, попасть в которые можно только пешком.


Мир и без нашего участия кажется живым и также свободным в выборе действий. Новые губернаторы, переселенцы, военные отряды для увеличения гарнизона сами плывут в нуждающиеся города, снаряжаются силы вторжения, которые должны самостоятельно захватить вражеский город, пираты и индейцы пытаются разграбить беззащитные порты, посылаются рейдеры для бомбардировки фортов и уничтожения кораблей, объявляются войны и заключаются союзы. А такие, как Морган, спокойно топят проплывающие галеоны, и, кажется, могут нас совсем заменить.


В балансе игры, тем не менее, есть дыры, позволяющие некоторые хитрости. Скажем, многократный захват одного и того же города с передачей его разным правительствам приводит к достаточно существенному повышению звания. А на не слишком высоком уровне сложности во время дуэлей из всех ударов можно пользоваться лишь уколом, просто правильно выбирая время атаки. На высокой сложности же простые схватки на шпагах становятся настолько трудоёмкими, что хочется поскорее разделить добро и уменьшить уровень.


Сегодня относительно небольшое максимальное разрешение идёт не на пользу Sid Meier’s Pirates! Ещё и русификатор может не оправдывать ожиданий: я пользовался 2 версиями, и на более поздней перевод был намного лучше, чем на ранней.


Явными недостатками являются желание разработчиков сделать «схематичного» похитителя невест (Мендоза) и человека, что-то знающего о семье (Раймондо), также «схематично» привязать поиск древних городов к романам. Это делает пиратскую жизнь не только менее реалистичной, но и более циничной и менее романтичной, хотя по сюжету у главного героя благородные помыслы. Ведь ему для выполнения квестов всё время нужно плавать на дальние расстояния, а значит, и флегматично захватывать корабли с продовольствием для команды, крутить романы для информации, держать недовольный экипаж лишь для того, чтобы увидеть, наконец, корабль под жёлто-чёрными флагами с подписью «Маркиз Монтальбан. Evil!»


Сделать жизнь команды более живой, как и специалистов, дающих бонусы ей и кораблям, разнообразить города и особенно поселения, придать женитьбе более существенные последствия – многое в малых и больших масштабах можно сделать в Pirates! Но, как и в остальных играх от Сида Мейера, за исключением Civilization, сейчас никакие изменения не кажутся реалистичными – похоже, консерватизм окончательно взял верх, и именитые и всё ещё работающие на крупные издательства разработчики считают, что только хиты смогут прокормить их студии.


Таким образом, Sid Meier’s Pirates! имеет ряд недостатков, но сыграть в эту игру действительно стоит каждому. Здесь много контента, который даётся не слишком уж дозированно, и даёт как окунуться в историю своего персонажа и обустроить его жизнь, так и просто расслабиться на берегах Карибского моря XVII века, забирая «лишнее» золото у торговцев и контрабандистов, а также своих неудавшихся соперников. Это – культовая игра, и вряд ли после всех данных вам ей ощущений и эмоций, вы обратите пристальное внимание, скажем, на графику, и назовёте её по-настоящему устаревшей.

Играл в: и лицензионную, и пиратскую (репак от R. G. Catalyst) версии;
Время игры: около 1000 часов;
Плюсы: множество интересных мини-игр, свобода, достойный сюжет;
Минусы: «схематичность» некоторых сторон геймплея, многое подчинено лишь идее пользы, русификатор может подкачать.

Обзор Sid Meier’s Pirates! – благородные разбойники

Комментарии

avatar
wpDiscuz