Crusader Kings II – одна из гранд-стратегий шведской компании Paradox Interactive. До неё я с этим жанром, как и вообще с играми от Paradox, мало сталкивался – играл в Sid Meier’s Civilization и пару мобильных пошаговых «симуляторов захвата мира», слышал о том, что эта игра, «Короли-крестоносцы», смогла совместить стратегию с элементами симулятора жизни, а чем-то большим не интересовался. Но в последние годы эта студия стала очень авторитетной, неким знаком качества (в противовес «воротилам» – EA, Ubisoft), да и мне после Cities: Skylines хотелось узнать о её собственных (а не изданных для других разработчиков) проектах. Так я начал играть в Crusader Kings 2.


О том, что такое гранд-стратегия в Рунете пока спорят. В принципе она похожа на Civilization тем, что перед игроком лежит карта, разделенная на те или иные кусочки, в которых находятся юниты-«великаны» и поселения игроков. В случае со второй частью «Королей-крестоносцев» (кстати, первая не добилась однозначного успеха и признания) – перед нами средневековая Европа, состоящая из империй, королевств, герцогств и графств. Но есть и отличия: в Crusader Kings 2 нет разделения на ходы, всё идёт в реальном времени (хотя его можно останавливать и для передвижения юнитов требуется определенное, заданное его количество) или, например, вся карта изначально открыта и не меняется от партии к партии, поэтому её изучения, исследования (eXplore), как в 4X-стратегиях, не проводится. Но такие различия можно не считать фундаментальными, поэтому и те, и другие часто объединяют в жанр «глобальные стратегии».


Основная идея игры мне с самого начала очень понравилась. Под наше управление (не такое, как в RPG, конечно, а через меню, текстовые команды) поступает персонаж-феодал, обладающий землей и титулом. Он принадлежит к определенной династии и, в отличие от государств или иных объединений в других стратегиях, неумолимо смертен (хотя и здесь есть свои исключения). Потому в CK2 у каждого правителя есть наследник, а тот, кто наследует нашему текущему персонажу, становится после его смерти нашим новым «аватаром». К нему же переходит часть или все земли предшественника (в зависимости от законов, которые мы установим), но и, наоборот, он может добавить к ним свои собственные. В наследнике главное – его династия, и так или иначе это – игра именно про династии. Династия продолжается через мужчин, состоящих в обычном браке, и женщин, если они состоят в браке матрилинейном. В остальных случаях дети не станут продолжателями вашего рода. Потому брак, дети, родственники, как в симуляторе жизни, здесь также выходят на первый план. И если нашему герою будет наследовать пусть даже близкий родственник, но из другого дома, то игра закончится. Итак, хотя в игре нет цели или «победы», на протяжении почти 400 лет, с 1066 по 1453 год, нам требуется строить жизнеспособную династию через контролируемого на данный момент её представителя.


Масштабы игры меня впечатлили: Испания, Франция, Италия, Англия, Священная Римская империя, Скандинавия, Византия, Ближний Восток, Северная Африка, Балканы, Русь, племена на Севере и Востоке и даже Индия – везде можно побывать и ощутить колорит региона, ведь в зависимости от него, меняются религия, культура, природные условия, титулы, имена, портреты людей. Более того, можно с самого начала стать императором или королём, а можно начать с их вассала или правителя маленького княжества на краю цивилизации. Карта действительно многогранна, например, есть различия между «де-юре» и «де-факто»: земли могут как бы входить, скажем, в состав единого христианского королевства, но уже давно фактически быть завоёванными сарацинами и находится под их контролем. И тот, кто становится обладателем королевского титула этой страны, может заявить претензии на как бы свои владения и начать войну. Существуют «де-юре империи» (Испания, Британия, Франкская империя), которые в реальности до поры до времени могут никак не воплощаться.


Тем не менее, здесь есть подвох – DLC. Я играл именно в базовую версию и без них за мусульман, кочевников, индийцев или правителей республик поиграть не получится. «Можно смотреть, но трогать нельзя». До всех них можно добраться, расширяя свою европейскую империю, завоевать и насадить свой порядок, но не играть в первозданном виде. Платного контента к игре, я считаю, довольно много: DLC на данный момент выпущено больше 70. Прямо в главном меню у меня почему-то рекламируется игровая книга. С другой стороны, существует лишь несколько больших дополнений, действительно вносящих в геймплей существенные изменения (ту же игру за другие цивилизации, больше временных промежутков, кастомизацию персонажей), остальные же предлагают косметические улучшения и бонусы. Ну и в дополнениях всегда есть положительная сторона: кроме возможности одним игрокам поддержать разработчиков, они дарят всем остальным бесплатные патчи, благодаря которым разницу между CK2 на момент выпуска (2012 год) и на сегодняшний момент можно увидеть невооруженным глазом.


С первых минут мне пришёлся по душе саундтрек игры. Спокойное начало, переходящее в громкую песню хора, мелодия, которой подпевают в стиле средневекового барда, то быстрая игра многих музыкальных инструментов разом, то протяжные звуки нескольких голосов. Для меня музыка здесь не затмила Anno 1404 и со временем даже немного начала утомлять, но всё равно смогла создать неповторимую атмосферу.

К слову, времени, чтобы насладиться саундтреком, было достаточно: в моём случае игра загружается около 7 минут, за которые заглавная песня несколько раз повторяется. Это немного странно, учитывая отсутствие детализированной графики, но её масштабы (она генерирует огромное число персонажей, земель и воин в рамках одной лишь партии) всё оправдывают, а кроме того, эта проблема может не затронуть многих других игроков.


Играть я начал с обучения, в котором нашим персонажем становится король Леона (на севере Испании) Альфонсо VI из рода Химена. Его отец владел тремя королевствами, но после смерти три сына разделили всё поровну (они умели считать), и Альфонсо досталась лишь одна из корон. Нам предлагают изучить основные ресурсы (богатство, престиж, благочестие) и функции (совет, законы, технологии, войска, интриги, фракции, религия, общества), создать семью для Альфонсо VI, сделав наследником его сына, развязать войну за Канарские острова и с помощью интриг убрать двух других братьев, вновь получив власть над тремя королевствами. Многие жалуются, что обучение не даёт всей необходимой информации, и с этим я абсолютно согласен. Но здесь, похоже, ставка делается на увлечённого игрока: если захотите, то сами узнаете остальные основы геймплея в ходе собственных партий.


Действительно, самостоятельная игра приоткрывает глубину геймплея. Помимо того, что мы владеем землёй и должны стремиться хотя бы к её сохранению (при потере последней провинции, игра также закончится), нам нужно ещё строить отношения с вассалами, обращая внимание на черты характера людей, подбирать советников (их пять – дипломат, воин, управленец, интриган, духовник, названия должностей разнятся от культуре к культуре), исходя из их навыков, строить новые города, церкви и крепости (каждая из них занимает одно баронство (клеточку) внутри графства (кусочка)), при этом соблюдая лимит личных владений и соответственно отдавая построенное новым, желательно, верным вассалам, осуществлять застройку внутри баронств, контролировать заговоры так, чтобы не навредили тем, кто вам нужен, отдавать наследников тем наставникам, которые смогут передать им лучшие черты характера и навыки, женить придворных (а потом сажать их на трон иностранных государств с помощью претензий от их браков), раздавать почётные титулы (смотрителя лебедей, например), изменять правила престолонаследия, чтобы наследник получил максимум земли, проводить турниры, охоту, ярмарки и другие мероприятия, зарабатывая престиж и поднимая настроение людям вокруг, участвовать в таких глобальных событиях, как крестовые походы, смотреть на такие события, как эпидемии, предотвращать образование сильных фракций (объединений вассалов, выдвигающих определённое требование: уменьшения силы власти сюзерена, изменения правил наследования и даже передачи престола другому претенденту) или самому формировать фракции, задабривать Папу подарками или на сотое отлучение от церкви создать Антипапу и многое-многое другое.


Но Crusader Kings 2 всё же в первую очередь ориентирована на войну. Заниматься другим интересно, но без сражений вам некуда будет развиваться. За всё время игры я не встретил в ней торговли (действительной торговли, а не генерирования богатства) или какого-то аналога культурной победы (а культурные технологии в основном только повышают настроение вассалов, улучшают дипломатические отношения и открывают доступ к новым законам). Получение новых земель возможно двумя альтернативными войне способами – династическими браками и интригами. Но они могут быть малоэффективны: для браков нужно улучить момент и создать семью так, чтобы вы или ваши родственники стали наследниками у другого супруга, интриги – требуют того же самого, хороших заговорщиков, времени и ещё есть риск, что они обернутся против вас. С другой стороны, если в одной партии мне очень редко попадались женщины-правительницы, за которых я бы мог выдать своего наследника и завладеть их землями, то в другой их было так много, что я начинаю думать, что просто не обращал внимание на это в нужные моменты. А интриги… интриги я просто мало использовал, но когда вы у других правителей второй или третий наследник, то их эффективность, конечно, нельзя отрицать…


Война в CK2 организована интересно. В отличие от всех остальных стратегий, в которые я играл, просто взять меч и начать колошматить по неугодному игроку нельзя – здесь необходим повод для войны (casus belli). Им могут быть претензии на титул, которые можно назвать справедливыми – например, тот же случай, когда де-юре земля принадлежит вам, но де-факто была завоёвана. Претензии выдаются персонажу и тогда, когда он является близким родственником обладателя титула. Второй вариант обретения претензий – их можно сфабриковать. Для этого нужно послать своего главного советника (канцлера, дьяка или другого) на желаемую территорию, подождать, пока он сможет всё устроить, а потом поступать так, как будто у вас есть законная претензия на чужой титул. Последний вариант – священная война. Вокруг часто есть иноверцы (или еретики) и, если вам хочется всё-таки поколошматить кого-нибудь без повода, можно смело объявлять им войну. Ну, как смело: они обычно призывают к себе на помощь братьев по вере. Такая война часто непредсказуема: я видел, как королевства компьютерных игроков уменьшались до одного графства после объявления священной войны, и как тот, кому объявлялась священная война, отдавал все земли, не найдя помощи.


Но – камень ей в огород: в моих партиях практически всегда всё определяла численность армий, разве что нужно было следить за тем, чтобы сильные рода войск (пехота) не компенсировались слабыми (лучниками). В этом, по моим ощущениям, «Короли-крестоносцы» ближе всего подошли к типичным глобальным стратегиям, а где-то и уступили им в тактике и стратегии. Зато здесь есть осады, полководцы, три фланга, личное присутствие персонажа в войсках и связанные с этим события. Кроме того, я большую часть времени играл без военной экспансии и не участвовал в крестовых походах, отражении орд монгольских завоевателей, войнах племенных вождей, поэтому могу говорить лишь про эпизодические войны между феодалами в относительно спокойных регионах.


Многие решения в Crusader Kings II имеют свою цену. В той же войне вы можете решить формировать армию из своей вотчины, но тогда платить за неё будете вы лично, можете поднять ополчения вассалов – но чем больше их войска будут в строю, тем больше они будут уменьшать своё мнение о вас, а можете использовать большую наёмную армию, но она потребует и оплаты за сам факт найма, и постоянных отчислений. Выбрав ту или иную стратегию, вы можете добиться разных результатов. Важны решения и при многочисленных случайных событиях, когда ваш персонаж может получить новые черты характера, очки богатства, престижа, благочестия или хотя бы остаться жить.


Мир вокруг игрока очень живой и не всегда понятно, что происходит. Но от этого познавать геймплей ещё интереснее. Вот, на побережье появились корабли и через некоторое время с них сошла банда и начала грабить ваши земли. И в следующий раз при приближении чужих кораблей вы ставите на паузу и изучаете информацию о них, чтобы не пропустить ещё одного вторжения (хотя это всё равно не помогает). Вот, у вас появился новый вассал и вместе с ним сообщение о справедливом аресте этого вассала: вы точно не знаете, почему сажаете его в тюрьму, но черта характера «Известный убийца» наводит вас на кое-какие соображения. А вот, другой ваш вассал начал священную войну (ведь он имеет на это право), и вы решили присоединиться к нему, но использовали другой повод, а по окончании войны вассал забирает себе земли и у вас появляется новое сообщение о справедливом аресте и отрицательное отношение к нему по причине «Предатель». И непонятно, действительно ли из-за отобранной земли вы решили его арестовать, но, вот, он ускользает от стражников, объявляет независимость, и вы уже осаждаете бывшие вассальные города, а потом беспрепятственно забираете их себе в домен.


Часто Crusader Kings II строится на случайностях и своих внутренних законах, одной ей известных. Это делает каждую партию по-настоящему уникальной. Возникает ощущение реалистичности: может произойти что угодно и вам приходится постоянно отвечать на новые вызовы. Предки вашего персонажа всегда имели много наследников, но вдруг он умирает бездетным от неизвестной болезни и перед вами – последний член династии мужского пола, доступный для игры, ведь когда-то вы сами установили выборную монархию, где наследовать могут только близкие родственники и титулованные дворяне. Вы пытаетесь соблюсти баланс между раздачей герцогских титулов и увеличением влияния ваших вассалов, но вдруг один из ваших графов заключает выгодный мир, получает половину Испании и сам провозглашает себя герцогом. Вы тщетно пытаетесь распустить фракцию, но она успевает поставить вам ультиматум и развязать гражданскую войну, и тут к вам заглядывают вражеские войска, помня о том, что эти земли не всегда принадлежали вам. Наконец, к вам в регенты был назначен ваш брат и наследник, и вот он просит вас немножко прогуляться по крыше, и уже вскоре вы играете им, получив сообщение, что его заговор против брата был реализован успешно.


Но у всего этого есть и обратная сторона: вы влияете на игру не так, как хотелось бы. Вы не можете решить, сколько ваш персонаж будет иметь детей, вы не можете прямо и чётко воспитывать в нём определённые черты характера или навыки, вы не можете сами защищаться от болезней и опасностей. Вы иногда лишь можете выбрать соответствующую амбицию, и тогда игра, если и когда захочет, предложит вам события, которые могут помочь с её реализацией. Партии могут идти совершенно по-разному, если вы несколько раз загрузите одно и то же сохранение (кстати, если вы хотите получать достижения, то сохраняться нельзя). Один раз у персонажа появится наследник, другой – его дядя пойдёт на него войной, и вы физически не сможете противостоять огромной армии, третий – вы лишитесь черты «Общительный», четвёртый – вас начнут грабить три банды, пятый – Папа объявит крестовый поход.


Большой удельный вес случайностей увеличивает необходимость долгой игры. Если вы поставите перед собой игровую цель, то обычно добиваться её приходится очень долго даже после перехода на максимальную скорость. Вы накапливаете ресурсы, осматриваете вассалов и двор, решаете сиюминутные задачи, ждёте, пока ваши советники исполнят ваше поручение – на это уходит очень большое количество времени, при этом любое случайное событие может свести на нет ваши усилия. Из-за этого только при очень долгой игре можно окунуться во всё то море контента, которое влили разработчики в своих «Королей-крестоносцев».


Не очень порадовала и локализация. В Steam продаётся версия игры без русского языка, но существуют русификаторы. Тот русификатор, который был у меня, в основном хорошо справлялся с переводом, но не поддерживал ввод русского текста. Поэтому отсутствовала возможность по-русски назвать персонажей или сохранения. В принципе совсем не важная деталь, тем более, что авторы неофициальных переводов проделывают действительно титаническую работу – в игре уйма текста, а для решения этой проблемы есть ещё одна неофициальная модификация. Но последний раз я видел что-то подобное в игре Anno 1701, выпущенной в 2006 году, и странно, когда Crusader Kings II, к которой в прошлом году выпустили два больших дополнения, а в этом – одно, не может позволить себе встроенную локализацию.


Итак, Crusader Kings II мне показалась хорошей игрой, у которой есть и свои минусы. Как глобальная стратегия, я считаю, что она во всём заслуживает того высокого авторитета, которого добилась в своём сообществе. И для меня она вполне преодолевает ту грань, когда разработчикам можно спокойно (и бесконечно) выпускать дополнения, надеясь на понимание игроков. Тем не менее, существенные огрехи есть, и долгий срок поддержки, который Paradox дала проекту, пока так и не помог превратить её в «игру мечты». Это – хорошая, добротная работа, но всё ещё на любителя.

Играл в: пиратскую версию (репак от dert1989);
Время игры: примерно 200 часов;
Плюсы: оригинальная идея и хорошая реализация, глубокий геймплей, красивый саундтрек;
Минусы: ориентированность на войну и при этом неоднозначность «боёвки», требуется много времени, проблемы с русским языком.

Обзор Crusader Kings II: почти процветающая династия

Комментарии

avatar
wpDiscuz