Украинские студии разработали не одну известную всему миру игру, а две – S.T.A.L.K.E.R. (если вторая часть не выйдет, своими руками придушу) и METRO. Ладно, шучу, ведь есть ещё нескончаемая неканоничная серия «Шерлок Холмс», ктухлуподобный The Sinking City, почти смогший онлайн-шутер Warface, а также Ubisoft Kyiv (чёртова новая орфография), которая держит руку на пульсе новеньких Far Cry и Assassin’s Creed. «Валькирия» и «Восхождение на трон», славные RPG нулевых, навсегда остались в сердечке у нас, олдскульников. Но, как завещал советский игропром (он был!), украинцы также стали мастерами на RTS. Именно они создали «В тылу врага», Party Hard, «Александра», «Героев уничтоженных империй» и, конечно, «Сталина против марсиан», а тьфу ты, «Казаков».
Выбирая, о какой части «Казаков» рассказать, я решил: первую часть я заиграл до такой степени, что уже в редакторе карт просто ставил друг напротив друга войска разных стран и смотрел, как они перестреливаются и умирают (впрочем, в 2022 году мы все делаем примерно то же самое). Для «Казаков 3» я пока не настолько мазохист. Остались «Казаки 2», в которые я не играл, так что вопрос решился сам собой.
То, с чего начинается ваше путешествие в эпоху Наполеона, – это сопротивление вредного коротышки тому, чтобы его ставили на современные ПК. Нет, в отличие от первых «Казаков», мышка хотя бы работает и чёрного экрана смерти нет. Но игровой процесс превращается в слайд-шоу. Мне было лень, я просто уменьшил разрешение экрана и уровень графической прорисовки – FPS увеличился – но ненамного. Так что, если вы не из терпил, таких, как я, будьте готовы читать всякие гайды о том, как улучшить производительность «Казаков», потому что разработчики решили сосредоточиться на ремейке первой части, а на вторую забить, оставив пылиться на GOG. Будьте также готовы, что эти гайды тупо не сработают (я, конечно, терпила, но всё-таки пробую всякие хитрые идеи, и чего-то на этот раз я был разочарован).
Потерпеть, впрочем, более чем есть что, вот в этом я уверен. Игра разбита на три части: в первой лежит несколько исторических кампаний – за все страны-фракции – наполеоновскую Францию, Россию, Австрию, Пруссию, Испанию, Польшу, Рейнский союз и османский Египет. Конечно, в первых «Казаках» я мог и в Северную войну зарубиться, и покорением Карибского моря заняться, а тут миссии бывают хоть и залипательными (что если бы поражения при Ватерлоо не случилось?), но всё крутится вокруг 1800-1815 гг. и только в Европе. С другой стороны…
GSC на самом деле хорошо ощутила уже в 2005 году, что время безразмерных стратегий в реальном времени сменяют проекты с изюминкой, в рамках конкретного исторического периода и с глубокими механиками. Поэтому у нас есть ещё два режима. В одном – мать его, Total War – вся карта Европы с наймом отрядов, строительством городов, торговлей, мини-миссиями, заключением союзов и требованием права прохода, в общем дипломатией, и, ясен перец, пошаговой системой. За Россию в глобальном режиме можно долго сидеть, копить ресурсы и строить крепости и потом, как вдарить по Австрии, Пруссии или Польше! Ну а на этапе вдаривания начинается тактическая часть – вам дают кусочек европейской карты (с речками, болотами, лесами, небольшими посёлками и главными городами провинции, например, Кёнигсбергом или Варшавой), и целью является взять главный город на ней с помощью нанятых в глобальном режиме отрядов. Вам будет сопротивляться гарнизон, кроме того, за проведённое в режиме сражения время будет отниматься провиант. Хороший выход – сразу захватывать посёлки, где добывается железо, камень или золото, чтобы уравновесить потерю ресурсов их приобретением.
Третья часть геймплея – обособленная тактическая часть, классика RTS, с заранее подготовленной картой со своей спецификой – большим числом врагов или небольшим количеством первоначальных ресурсов. Вам следует с помощью крестьян отстроить поселение, заняться рубкой древесины, добычей других ресурсов, наймом военных отрядов и захватом земель по периметру.
Ну и что, это же первые «Казаки», но с бантиком в виде глобальной карты, скажите вы. Э нет, сражения начала XIX века здесь обрисованы очень классно – разные виды построений, от которых зависит усталость отрядов, битвы линия-на-линию, парни с дульнозарядными ружьями, которым нужно время на то, чтобы затолкать туда порох собственно, штыковые атаки, далеко не всегда эффективная артиллерия, отход войск при больших потерях. При этом всё спущено до ручного режима, не как в «Наполеоне»: ваши отряды не собираются стрелять по войскам противника без перехода в режим стрельбы, а из этого режима им чего-то не хочется выходить, чтобы идти врукопашную. В этом смысле «Казаки II» представляют собой типичную стратегию первой половины 2000-ых: пока враг мочалит ваши 3 несчастных всадника, вся остальная кавалерия просто стоит и тупо ржёт.
С визуальной частью всё в высшей степени неплохо: большие и красиво прорисованные здания, те самые пшеничные поля, что остаются визитной карточкой «Казаков» до сего дня, наличие разнообразных снежных, лесных и пустынных карт. Музыка немного однообразная, но такая, настраивающая на боевой лад. Наслаждение колоритом эпохи, погружение в историю обеспечены – ну, подробности жизни Веллингтона, Нея и Франца I вы уж точно пойдёте гуглить в Википедии, прочитав внутриигровую справку.
Как итог, вторые «Казаки», став меньше по эпохе, ничуть не уступают первой части по степени проработки – GSC сделала всё, чтобы вы проводили в ней столько же часов подряд, сколько и в оригинале. Как это почти всегда видно у Сергея Григоровича – он и команда вокруг старались, им нравилась тема и игроку собрали максимум из тех ресурсов, что у них были. Что ж, украинцы который год заставляют весь мир проводить бессонные ночи за экранами своих компьютеров и вселяют уважение своим упорством и изобретательностью. «Казаки 4», мы вас ждём.
Играл в: пиратскую версию;
Время игры: около 10 часов;
Плюсы: развитие идей оригинала путём продуманного усложнения, влюблённость в историю (во всех смыслах), играть можно действительно до самого утра;
Минусы: плохая оптимизация, малое число фракций, глобальный режим не цепляет.
Комментарии